познавательного влечения (желания)
к той или иной области действительности и в процессе своего
развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к
своему предмету, в склонность. (А. Б. Орлов.)
Добавление ред.: А. Ребер в своем «Словаре психологии» (1995) честно признается в
невозможности дать полноценное определение слову «И.», которое, по его мнению, используется почти
всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от
внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое
теоретическое значение.
Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности.
Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций,
имеющих, помимо прочего, и
мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и
вовлеченность в процесс деятельности.
Л. С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей,
для которого характерна сознательность и свобода: «И. предстает перед нами как осознанное
стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в
себе». И. это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В
«Психологическом словаре» (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как
«эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект,
вызванная положительным отношением к предмету».
Само слово «И.», хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно
появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин,
означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior
внутренний) букв.: переход извне внутрь;
психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц
сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами
(напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле
любого усвоения информации, знаний, ролей,
ценностных предпочтений и т. п. В теории Л. С.
Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из
внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие И.
относилось Выготским к формированию «системного» строения сознания (противопоставляемого
«смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических
функций, требуется еще интеллектуализация (или рационализация).
В работах Выготского встречаются след. син. «И.»: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию
своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией
вращивания». В англоязычных словарях термин «И.» не встречается. Близким по звучанию и значению
является термин «интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См.
также Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория развития восприятия путем
формирования перцептивных действий, Умственные действия, Усвоение, Учение. (Б. М.)
ИНТЕРО(РЕ)ЦЕПТОРЫ (от лат. interior
внутренний + receptor
принимающий)
специализированные окончания (рецепторы)
центростремительных нервов во внутренних органах и
тканях организма. И. классифицируют по анатомической локализации и адекватному раздражителю. По
анатомическому принципу выделяют И. сосудистые, тканевые, внутренних органов. Заметим, что Ч.
Шеррингтон не включал в категорию И. рецепторы скелетных мышц, сухожилий и связок,
объединяемые термином «проприоцепторы» (см. Классификация ощущений).
По функциональному принципу различают след. И.: механорецепторы (называемые также
барорецепторами), реагирующие на растяжение, деформацию тканей; хеморецепторы
(химиорецепторы), реагирующие на любые изменения химизма окружающей рецептор среды;
терморецепторы, реагирующие на изменения температуры в окружающей рецептор среде;
осморецепторы, реагирующие на изменения осмотического давления; ноцирецепторы, реагирующие
на болевые раздражения внутренних органов. И. играют важную роль в поддержании постоянства
внутренней среды организма (гомеостаза), рефлекторной регуляции деятельности внутренних органов
и систем.
Основная масса интероцептивных импульсов не достигает коры головного мозга и не осознается
человеком. Только часть, имеющих значение для сохранения целостности организма, при их
суммировании достигает мозгового конца интероцептивного анализатора.
ИНТЕРСТИМУЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ см. Межстимульный интервал.
|