1. В широком смысле: всякий неприятный запах.
2. В более узком и специальном смысле: К. нарушение чувства обоняния, при котором обычно
приятные или нейтральные запахи иллюзорно ощущаются с неприятным аффективным тоном (напр.,
как гнильные). К. м. б. следствием наличия кариозных зубов, хронического тонзиллита, острых и
хронических синуитов и заболеваний желудка. Син.: дизосмия, паросмия.
КАКОФОНИЯ (от греч. kakos
дурной + phone
звук) сочетания музыкальных звуков,
воспринимаемые как сумбурные, хаотические и неприятные.
КАМЕРА-ОБСКУРА (от лат. camera obscura
темная комната) ящик, в передней стенке
которого имеется небольшое отверстие, а на против. стенке полупрозрачный матовый экран;
проходящие через отверстие лучи света от к.-л. предмета дают на против. стенке перевернутое
изображение предмета. В средние века К.-о. рассматривалась как модель глаза.
КАМЛАНИЕ (от алтайского кам
шаман) обрядовое действие шамана. В некоторых
современных методах психотерапии для создания измененных состояний сознания применяются
приемы из традиционного репертуара шаманов (см., напр., реб¸финг).
КАМУФЛЯЖ (фр. camouflage маскировка).
1. Способность некоторых животных маскироваться посредством изменения окраски.
2. Военный термин, означающий способ маскировки предметов (напр., зданий и военной
техники) путем их окраски, затрудняющей визуальное обнаружение и опознание. Дополним это краткое
определение выразительным примером из лекций Л. С. Выготского:
«Перед вами загадочная картинка.
Надо найти тигра или льва, но вы не можете его увидеть, потому что части... составляющие тело тигра,
являются в то же время частями др. изображений на картинке. Вот почему вам трудно его увидеть. Этот
закон... успешно применялся в военной маскировке. Один из нем. ученых создал целую систему
маскировки, основанную на том, что в военных целях важно не только окрасить то или др. орудие в
цвет местности, но и так его поставить, чтобы его части входили в др. структуру. Это лучший из
приемов маскировки». См. Маскировка изображений. (Б. М.)
КАНДАУЛЕЗИЗМ см. Мазохизм.
КАНТ ИММАНУИЛ (Kant, 1724-1804) великий нем. философ, родоначальник нем.
классической философии. Творчество К. подразделяется на «докритический» (до 1770) и «критический»
периоды. 1-й период характеризуется интересом к вопросам философии естествознания. Основные
работы 2-го периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788),
«Критика способности суждения» (1790), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798).
Отметив неспособность прежней гносеологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К.
пришел к выводу, что знание представляет собой синтез чувственного опыта и априорных форм
мышления,
носителем которых является сам субъект. В этическом учении К. утверждал автономию
человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравственного самосознания. Высшая
ступень морального совершенства человека мудрость; она не заразительна, ее нельзя внушить,
«каждый должен извлечь ее из самого себя». Согласно основному моральному закону
(«категорическому императиву») К., человек должен руководствоваться принципами,
способными
быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству
достижения своих целей. Тем самым К. поставил вопрос о личности как высшей ценности. Психологи
до сих пор охотно цитируют кантовские описания и оценки типов темперамента; используют его
дихотомии темпераментов (темпераменты действия и чувства) и эмоций (астенические и стенические);
ссылаются на кантовские описания национальных характеров. В целом можно признать, что в трудах
К. содержится много ценных, не утративших для современной психологии наблюдений и обобщений.
См. также Человекознание. (А. М. Каримский.)
КАПП ЭРНСТ (Kapp, 1808-1896) нем. географ и философ, занимавшийся вопросами
философии техники. Отмечал 2 отличительные способности человека, определившие развитие труда и
техники: способность к самонаблюдению и способность к «проекции органов» (органопроекции), т. е.
созданию и применению орудий, усиливающих функции органов человеческого тела. См. Флоренский
П. А. (Б. М.)
КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ (англ. child caprices)
формы поведения, выражающиеся в
противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании (см.
Негативизм детский, Упрямство).
В раннем и дошкольном возрасте проявление К. д. сопровождается обычно плачем, криком,
двигательным возбуждением и др. аффективными симптомами. При этом К. д. могут носить характер
случайных, эпизодических проявлений (случайные К. д.). Такие К. д. чаще всего возникают как
|