Navigation bar
  Print document Start Previous page
 204 of 640 
Next page End  

анализа, позволяющая на основе множества показателей (как объективных, так и субъективных),
характеризующих ряд объектов (напр., испытуемые, стимулы), сгруппировать их в классы (кластеры) т.
о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с
объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов
вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в Евклидовой метрике (наиболее
употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике,
характерологии, антропологии, археологии и др. (В. Ф. Петренко.)
КЛАУСТРОФОБИЯ (от лат. claustra
клетка; преграда) — навязчивый страх перед
пребыванием в замкнутом пространстве, закрытом помещении. См. Изоляция, Космическая психология,
Навязчивые состояния, Неврозы, Фобии.
КЛЕПТОМАНИЯ (от греч. klepto
ворую, краду) — навязчивое (патологическое,
непреодолимое) стремление к воровству (без корыстной цели). См. Навязчивые состояния.
КЛИКА (от фр. clique банда, шайка).
1. Группа людей, стремящихся любыми средствами достичь корыстных, неблаговидных целей.
См. Корысть.
2. Группа сверстников численностью примерно 3-9 человек, изолированная или в составе
компании.
КЛИМАКС (от греч. klimax лестница, klima
наклон) — период в жизни человека,
характеризующийся угасанием (инволюцией) функции половой системы, происходящим на фоне общих
возрастных изменений организма (син. климактерий). Ср.: Акме, Возраст, Старение.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. clinical psychology;
от греч. kline — постель,
больничная койка) — термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих
значений близкий термину «мед. психология»;
обозначает достаточно широкую область прикладной
психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии,
коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой,
психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и
пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).
Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения.
Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX — нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера,
Брейера, З. Фрейда,
Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять
природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.
Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии
(внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с
новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как
метода проникновения в бессознательное.
Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф.
Гальтоном и Дж. Кеттеллом в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач.
применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной
К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных
личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность,
представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров
ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей
потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций
личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты
проективные.)
Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической
практики — диагностикой и психотерапией. С 1960-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению»
в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи)
становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само
понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни»,
включая в себя многообразие
межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко
прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от
постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной
психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т.
ч. групповой и семейной психотерапии,
психологического консультирования. Т. о., доминирующим
становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию
Hosted by uCoz