потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному
взаимодействию его с социумом.
На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова,
позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и
диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические
знания о человеке: общепсихологические закономерности с фактами, выводимыми «методом
прецедента»,
т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case
study детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное
представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее
значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).
Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной,
нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого
подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление
дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к
духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и
критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет
решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и
образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов,
создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т.
Соколова.)
КОГИПОНИМЫ метаязыковой термин, относящийся к терминам, обозначающим разные
виды одного и того же (логического) рода, напр.: шахматы и шашки; ощущение и восприятие;
мышление и воображение; кошка и собака.
КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. cognitive тар)
субъективное представление о
пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об
их положении в среде. К. к. играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат
основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. К. к. есть не только у
взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией.
Даже очень маленькие дети вполне успешно
перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где
находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал
формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к
кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно
карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что К. к. различных уровней (карта города, карта района и
т. д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично
отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. (Т. П. Зинченко.)
Добавление ред.: К. к. метафорический термин, предложенный амер. необихевиористом Э. Ч.
Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки,
сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение.
Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие
стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую
можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая
пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно
определяет, какие именно ответные реакции... будет в конечном счете осуществлять животное». Чтобы
не создавать путаницы, К. к., которые имел в виду Толмен, следовало бы назвать «непосредственными»
(или «натуральными»), поскольку люди широко пользуются разнообразными знаковыми картами (и им
подобными средствами), нередко функционирующими в виде интериоризованных (субъективных)
репрезентаций, что и составляет одно из центральных положений культурно-исторической психологии
Л. С. Выготского. (Б. М.)
КОГНИТИВНАЯ НАУКА (англ. cognitive science)
широкая междисциплинарная область
исследований и знаний,
а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно
интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области
сотрудничают философы и логики, лингвисты и семиотики, специалисты по компьютерным наукам и
искусственному интеллекту,
математики... и, конечно, специалисты по когнитивной психологии,
нейропсихологии, детской психологии и когнитивной антропологии. См. Моделирование в психологии.
(Б. М.)
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cognitive psychology)
одно из направлений
|