преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму.
К. п.
реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как
опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих
разделов: восприятие,
распознавание образов, внимание, память, воображение, речь,
психология
развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный
интеллект.
С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход,
в
рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной
памяти,
протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод
микроструктурного анализа, Парадигма Стернберга).
С расширением предметной области
исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой
деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты
начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С.
Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими
методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч.
рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и
микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)
КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА (англ. cognitive ergonomics) раздел эргономики, в котором
изучаются и проектируются интерфейсы «человекдр. компоненты рабочей системы»
(особенно
программное обеспечение) на основе изучения деятельности человека (его мышления, памяти,
восприятия и т. д.). (К. В. Самойлов.)
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (англ. cognitive dissonance)
переживание дискомфорта,
возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами).
Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или
интерпретацию ситуации. См. Конфликт внутриличностный, Теория когнитивного диссонанса.
КОГНИТИВНЫЙ КОНТУР (англ. subjective contour)
кажущееся очертание целостной
фигуры, изображенной специальным способом в виде ее отдельных фрагментов (рис. 5). Син.
субъективный, или иллюзорный, контур.
Рис. 5. Примеры когнитивных (субъективных контуров)
КОД (англ. code).
1. В широком смысле набор правил, норм, ставящих в соответствие определенным сигналам или
знакам некоторые фиксированные «значения».
В др. терминологической традиции, К. принятый в
культуре набор правил соответствия между означающими и означаемыми, позволяющих единообразно
интерпретировать (декодировать) знаковые формы (означающие). К. можно также определить как
систему (алфавит) условных обозначений, применяемых при кодировании различных сообщений. С
этой т. зр., язык есть очень грандиозный К. См. Кодирование, Кодирование оптимальное.
2. Сами сообщения, представленные в виде последовательности сигналов или знаков, несущих
информацию о ч.-л. Это понимание, как отмечает Л. Ф. Чертов (1993), восходит к военной
криптографии, в рамках которой зарождалась общая теория кодирования К. Шеннона; возможная
путаница 2 значений устраняется использованием слова «шифр» для 1-го значения. (Б. М.)
КОДИРОВАНИЕ (англ. coding).
1. Преобразование сигнала из одной энергетической формы в др.
2. Преобразование одной системы сигналов или знаков в др., что часто называется также
«перекодированием», «сменой кода» (для речи «перевод»).
3. К. (мнемическое) процесс преобразования воспринятой информации в кратковременной
памяти для облегчения ее запоминания. См. Запоминание, Теория двойного кодирования.
4. Процесс порождения (эмиссия) речи (активная речь, экспрессивная речь).
А «декодирование»
прием и интерпретация, процесс понимания речевых сообщений (пассивная речь, импрессивная
речь). См. Психолингвистика.
5. К. поведения термин психотерапии, обозначающий определенные внушения больному. (Б.
|