Navigation bar
  Print document Start Previous page
 210 of 640 
Next page End  

локальном феномене и свойстве, присущем одним индивидам и не присущим др. В житейском
словоупотреблении К. н. обычно ассоциируется с робостью, неуверенностью в себе, мнительностью, т.
е. с чертами психастенической личности. Напротив, проявления сверхкомпенсации или К. п.
воспринимаются как «бескомплексность», «комплекс полноценности», «незакомплексованность».
Следует добавить, что термин «комплекс» превратился практически в син. К. н., причем не только в
житейском, но, отчасти, и в научном словоупотреблении. (Е. З. Басина.)
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ (англ. revival complex, revitalization complex)
метафорический
термин, введенный в 1920-е гг. рефлексологами (Н. М. Щеловановым и его сотрудниками — Н. Л.
Фигуриным и М. П. Денисовой) для обозначения совокупности положительных эмоциональных
проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий
(красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). В состав К. о. традиционно
включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей,
повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное
сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и др. компоненты К. о., такие
как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.
К. о. складывается постепенно, начиная с 3-й нед. жизни. Сначала отмечается замирание или
сосредоточение при звуках, зрительная фиксация объекта (предмета или лица человека), затем
появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации
и двигательное оживление. На 2-м мес. при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь К. о.
Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до 3-4 мес, после чего К. о.
распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и др. отклонения в его
проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов,
реактивный характер. Слабая выраженность к.-л. компонентов К. о. может служить признаком
анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка,
возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже Лисина М. И.
и ее коллеги
показали, что К. о. — это не только реакция, но и инициативная акция, выполняющая функцию общения
младенца со взрослыми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации
коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения младенец подключает или
усиливает одни компоненты К. о., затормаживая др., и наоборот. (С. Ю. Мещерякова.)
КОМПЛЕКС ЭДИПА (англ. Oedipus complex)
одна из важнейших концепций фрейдовского
психоанализа.
Объясняет становление индивида как социального (морального) субъекта и
формирование высшей психической инстанции (Суперэго), в результате чего индивид делается
личностью.
Интерпретирует также глубинные мотивы взаимоотношений между детьми и родителями.
Концепция К. Э. не только отсылает к античному миру об Эдипе, но и сама, как и многие др. концепции
психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, но
символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в
виде мифа К. Э. вошел в контекст западной культуры XX в.
В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывает сексуальное влечение к
собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агрессия
сочетается не только со стремлением,
но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание
приводит в действие механизм идентификации (с отцом) — мальчик «становится» на его место и даже
как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности.
Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения (мужскую
социальную роль), но главное — систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у
взрослого (отца). Эта система — моральная цензура сознания — образует т. н. Суперэго (Сверх-Я),
представляющее в индивидуальной психике социальные нормы и являющееся одним из 3 основных
элементов, образующих, согласно З. Фрейду, структуру личности (Ид, Эго, Суперэго). Данная ситуация,
происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и
женится на матери (инцест). Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший
запрет на оба эти деяния, понималось Фрейдом как свидетельство того, что в раннем (первобытном)
обществе сожительство с матерью и убийство отца были обычным делом (соответствующим
естественной мотивации), на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет (табу),
глубоко укоренившийся в культуре всех народов.
Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В
Hosted by uCoz