реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителем, чье место хотел бы занять,
но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями. При этом влечение мальчика к матери и
агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью)
начинает доминировать лишь в подростковом возрасте,
при нормальном развитии совпадая с полом
ребенка. Вместе с тем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих
родителей, и его Суперэго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.
Женская версия К. Э.
комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциация сюжет, в
котором микенская царевна Электра убивает собственную мать за то, что та убила своего мужа (отца
Электры). В этом сюжете Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет.
Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем
сходным с К. Э.
Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости, всеобщности
элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Др.
вариант критики утверждение, что сам К. Э., равно как и особая значимость сексуальных
переживаний, «запретного плода», и их вытесняемость в бессознательное,
наполненность
бессознательного исключительно сексуальной мотивацией (пансексуализм), феномены современных
Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со 2-й трети XX в. конкретно-житейскую
активность. Очевидно, обе критические версии, как и ряд эмпирических исследований, воспринимают
К. Э. не как психоаналитический миф, а как научную идею. Представителям психоанализа более
импонирует то, что концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (начало чему
положил сам Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе). (Е. З. Басина.)
КОНАТИВНЫЙ (от лат. conatus
попытка, усилие, стремление) термин, относящийся к
интрапсихическим (мотивационным и волевым) и интерпсихическим процессам регуляции поведения.
Напр., поведенческий компонент аттитюдов синонимично называют «К.»; регулятивную функцию
знаковых сообщений также называют «К.». Т. о., этот термин образует триаду вместе с терминами
«когнитивный» и «аффективный». Изредка используется также существительное «конация». (Б. М.)
КОНВЕКСИТАЛЬНЫЙ (от лат. convexus) выпуклый. Напр., конвекситальная (т. е. выпуклая
наружная) поверхность больших полушарий мозга (в отличие от медиальной и базальной поверхности).
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (англ. convergence theory)
теория психического развития
ребенка, выдвинутая нем. психологом В. Штерном. Син. теория двух факторов.
В К. т. делалась попытка снять односторонность 2 предшествующих ей теорий психического
развития преформизма (нативизма) и сенсуализма (эмпиризма). В 1-й из этих теорий
предопределяющее значение в развитии ребенка придавалось внутренним условиям фактору
наследственности, во 2-й внешним условиям, окружающей ребенка среде (см. Кондильяк Э.).
Штерн исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией
(взаимодействием) 2 указанных факторов, при доминирующей роли фактора наследственности. Среда
рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно
предопределенных свойств и особенностей психики.
К. т. по своему существу биологизаторская. Психическое развитие сводится в ней к
внутреннему созреванию заложенных в организме свойств (см. Возрастная психофизиология). Внешней
среде придается лишь роль катализатора, фактора, в известной мере определяющего темп развития, но
не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.
Взгляды Штерна на психическое развитие отразились в предложенной им схеме периодизации
детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция. См. Биогенетический закон,
Рекапитуляция.
КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. convergere
приближаться, сходиться) тип вергентных
движений, для которого характерно сведение зрительных осей обоих глаз на более близкие объекты. К.
г. необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалось на
соответствующие (корреспондирующие) места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.
К. г. служит также в качестве источника информации о расстоянии до объекта. См. Бинокулярное
зрение, Дивергенция глаз.
Добавление: Угол К. г. непосредственно используется в глубинном зрении в качестве признака
удаленности. Это «дальномерное устройство» действует на расстояниях до 450 м. Полимодальная
комбинация раздражителей величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных
мышц в результате аккомодации глаз, а также К. г., является условно-рефлекторным сигналом размера
воспринимаемого предмета. Обратим внимание на тесную связь аккомодации и К. г.: определенное
|