Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 640 
Next page End  

реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителем, чье место хотел бы занять,
но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями. При этом влечение мальчика к матери и
агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью)
начинает доминировать лишь в подростковом возрасте,
при нормальном развитии совпадая с полом
ребенка. Вместе с тем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих
родителей, и его Суперэго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.
Женская версия К. Э. —
комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциация сюжет, в
котором микенская царевна Электра убивает собственную мать за то, что та убила своего мужа (отца
Электры). В этом сюжете Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет.
Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем
сходным с К. Э.
Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости, всеобщности
элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Др.
вариант критики — утверждение, что сам К. Э., равно как и особая значимость сексуальных
переживаний, «запретного плода», и их вытесняемость в бессознательное,
наполненность
бессознательного исключительно сексуальной мотивацией (пансексуализм), — феномены современных
Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со 2-й трети XX в. конкретно-житейскую
активность. Очевидно, обе критические версии, как и ряд эмпирических исследований, воспринимают
К. Э. не как психоаналитический миф, а как научную идею. Представителям психоанализа более
импонирует то, что концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (начало чему
положил сам Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе). (Е. З. Басина.)
КОНАТИВНЫЙ (от лат. conatus
попытка, усилие, стремление) — термин, относящийся к
интрапсихическим (мотивационным и волевым) и интерпсихическим процессам регуляции поведения.
Напр., поведенческий компонент аттитюдов синонимично называют «К.»; регулятивную функцию
знаковых сообщений также называют «К.». Т. о., этот термин образует триаду вместе с терминами
«когнитивный» и «аффективный». Изредка используется также существительное «конация». (Б. М.)
КОНВЕКСИТАЛЬНЫЙ (от лат. convexus) выпуклый. Напр., конвекситальная (т. е. выпуклая
наружная) поверхность больших полушарий мозга (в отличие от медиальной и базальной поверхности).
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (англ. convergence theory)
— теория психического развития
ребенка, выдвинутая нем. психологом В. Штерном. Син. теория двух факторов.
В К. т. делалась попытка снять односторонность 2 предшествующих ей теорий психического
развития — преформизма (нативизма) и сенсуализма (эмпиризма). В 1-й из этих теорий
предопределяющее значение в развитии ребенка придавалось внутренним условиям — фактору
наследственности, во 2-й внешним условиям, окружающей ребенка среде (см. Кондильяк Э.).
Штерн исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией
(взаимодействием) 2 указанных факторов, при доминирующей роли фактора наследственности. Среда
рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно
предопределенных свойств и особенностей психики.
К. т. по своему существу биологизаторская. Психическое развитие сводится в ней к
внутреннему созреванию заложенных в организме свойств (см. Возрастная психофизиология). Внешней
среде придается лишь роль катализатора, фактора, в известной мере определяющего темп развития, но
не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.
Взгляды Штерна на психическое развитие отразились в предложенной им схеме периодизации
детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция. См. Биогенетический закон,
Рекапитуляция.
КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. convergere
приближаться, сходиться) — тип вергентных
движений, для которого характерно сведение зрительных осей обоих глаз на более близкие объекты. К.
г. необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалось на
соответствующие (корреспондирующие) места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.
К. г. служит также в качестве источника информации о расстоянии до объекта. См. Бинокулярное
зрение, Дивергенция глаз.
Добавление: Угол К. г. непосредственно используется в глубинном зрении в качестве признака
удаленности. Это «дальномерное устройство» действует на расстояниях до 450 м. Полимодальная
комбинация раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных
мышц в результате аккомодации глаз, а также К. г., является условно-рефлекторным сигналом размера
воспринимаемого предмета. Обратим внимание на тесную связь аккомодации и К. г.: определенное
Hosted by uCoz