Navigation bar
  Print document Start Previous page
 226 of 640 
Next page End  

тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого
материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н.
оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность
хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. Память оперативная. (Т. П. Зинченко.)
КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ (англ. span of short-term memory) максимальное
количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т. п.), припоминаемых без ошибок непосредственно
после предъявления. Если элементы не связаны друг с другом (слова, цифры, слоги), то К. п. о. у
нормального взрослого составляет в среднем 7 (±2) элементов. (см. Памяти объем).
КРЕАТИВНОСТЬ (англ. creativity)
творческие возможности (способности)
человека,
которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении,
отдельных видах деятельности,
характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их
создания. К. рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см.
Одаренность общая),
который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений.
Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с т. зр. имеющегося опыта,
сколько восприимчивостью к новым идеям.
Важным этапом в изучении К. послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего
конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных
направлениях, отступающее от логики) мышление (см. Интеллект). Большинство заданий в тестах на К.
ориентировано на выявление дивергентных способностей: они не предполагают определенного числа
ответов; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск
нетривиальных и неожиданных решений.
П. Торренс (1974) определил К. как процесс появления чувствительности к проблемам, к
дефициту или дисгармонии имеющихся знаний;
определения этих проблем; поиска их решений,
выдвижения гипотез;
проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и
сообщения результата решения. Рассмотрение К. как процесса позволяет выявить структуру К. (как
способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах
К., разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность
в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты
оценивают К. в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.
Помимо тестов для определения К., используются специальные опросники со списками
ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты м. б.
адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов
творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких
оценок всегда основаны на общественном суждении (см. Гениальность, Талант).
Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а
лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и
овладении необходимыми творческими умениями (см. Одаренные дети).
Опыт обучения некоторым
аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий
демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как
независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в
творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след.:
ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости;
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам
детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избежание риска; стремление к
успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность;
неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами. См.
также Психология творчества. (Е. И. Щебланова.)
КРЕТИНИЗМ (англ. cretinism;
от фр. cretin
слабоумный) — заболевание, вызванное
недостаточной функцией щитовидной железы в ранние годы (гипотиреоз — дефицит гормона
тироксина).
К. характеризуется задержкой физического и психического развития; К. нередко
сопровождается симптомами микседемы (отек языка, сухость кожи, выпадение волос, низкое
артериальное давление и др.).
КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ (англ. exercise curve, practice curve)
зависимость успешности
выполнения усваиваемого действия от типа и числа тренировочных упражнений; в форме графика
выражается последовательное уменьшение числа ошибок (или времени выполнения) в зависимости от
Hosted by uCoz