Navigation bar
  Print document Start Previous page
 227 of 640 
Next page End  

времени тренировки (числа упражнений). Наиболее типичной формой графика К. у. является такая, в
которой на оси абсцисс отложено число тренировочных упражнений, а на оси ординат — число
допускаемых ошибок в процессе выполнения заданий. Особенности К. у. определяются
психологическими закономерностями процесса формирования навыка,
в т. ч. типом (степенью
сложности) усваиваемого действия и используемыми в обучении способами тренировки. Наиболее
трудным, требующим объяснения, является вопрос о психологическом механизме последовательного
исключения ошибок в процессе тренировки. Одна из наиболее распространенных гипотез основывается
на теоретическом представлении о механизме обратной связи (подкреплении) как основном
психологическом «регуляторе», обеспечивающем при каждом повторном выполнении упражнения
коррекцию и последовательное закрепление требуемого правильного действия.
К. у. различны для разных типов действий. В процессе формирования сложных типов действий
на К. у. наблюдаются такие периоды, когда в процессе последующего упражнения число ошибок не
уменьшается. Такие периоды называются «плато» и, очевидно, представляют специальные периоды
перехода от одного типа психической регуляции действия к существенно иным типам регуляции.
Прогнозирование периодов задержки в процессе формирования действия имеет существенное значение
при необходимости достижения высоких уровней мастерства (в спорте, профессиональной
деятельности, искусстве и др.), а также при разработке специальных программ для тренажеров
авиации, космонавтике и др.). Те или иные типы действий — практические, интеллектуальные, речевые
и др. — характеризуются различными оптимальными условиями и выражаются в К. у. разнообразных
типов. См. также Двигательный навык.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (англ. age crises)
— условное наименование переходных этапов
возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст,
Периодизация психического развития).
К. в. рассматриваются в концепциях, признающих
стадиальность развития (Э. Эриксон — К. в. как разрешение основной задачи возраста; З. Фрейд
смена основных стадий психосексуального развития).
В отечественной психологии термин К. в. введен Л. С. Выготским и определен как целостное
изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов. По
Выготскому, К. в. обусловлен возникновением основных психологических новообразований
предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации
развития и возникновению др., адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм
смены социальных ситуаций развития составляет психологическое содержание К. в. Поведенческие
критерии К. в. — трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др. — Выготский
считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной
(конструктивной) сторон К. в.
Д. Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого К. в.,
является основой качественно нового типа связи со взрослым, и потому К. в. необходимы и
закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет
подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в
определенной мере обеспечивает полноту готовности к действованию в новой социальной ситуации
развития.
Существует, однако, и др. т. зр. на негативизм, отрицающая его неизбежный, необходимый
характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и
взрослого. Так, А. Н. Леонтьев считал конфликтность поведения при К. в. свидетельством
неблагоприятного течения кризиса.
Хронологически К. в. определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности
(до 1 мес; с т. зр. Выготского, до возникновения комплекса оживления),
кризис 1-го г., кризис 3 лет,
кризис 7 лет, подростковый (11-12 лет) и юношеский К. в. Отдельные авторы признают также наличие
К. в. у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не
существует. (К. Н. Поливанова.)
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —
см. Психология криминальная, Психология правовая,
Психология юридическая.
КРИПТОМНЕЗИЯ (англ. cryptomnesia;
от греч. kriptos — тайный, скрытый + mnesis
воспоминание).
1. Нарушение памяти (типа парамнезии), при котором больной утрачивает способность к
различению между воспоминаниями о реально пережитых событиях (непосредственный опыт) и
воспоминаниями о событиях, которые представлены в содержании сновидений, либо о тех, о которых
Hosted by uCoz