времени тренировки (числа упражнений). Наиболее типичной формой графика К. у. является такая, в
которой на оси абсцисс отложено число тренировочных упражнений, а на оси ординат число
допускаемых ошибок в процессе выполнения заданий. Особенности К. у. определяются
психологическими закономерностями процесса формирования навыка,
в т. ч. типом (степенью
сложности) усваиваемого действия и используемыми в обучении способами тренировки. Наиболее
трудным, требующим объяснения, является вопрос о психологическом механизме последовательного
исключения ошибок в процессе тренировки. Одна из наиболее распространенных гипотез основывается
на теоретическом представлении о механизме обратной связи (подкреплении) как основном
психологическом «регуляторе», обеспечивающем при каждом повторном выполнении упражнения
коррекцию и последовательное закрепление требуемого правильного действия.
К. у. различны для разных типов действий. В процессе формирования сложных типов действий
на К. у. наблюдаются такие периоды, когда в процессе последующего упражнения число ошибок не
уменьшается. Такие периоды называются «плато» и, очевидно, представляют специальные периоды
перехода от одного типа психической регуляции действия к существенно иным типам регуляции.
Прогнозирование периодов задержки в процессе формирования действия имеет существенное значение
при необходимости достижения высоких уровней мастерства (в спорте, профессиональной
деятельности, искусстве и др.), а также при разработке специальных программ для тренажеров (в
авиации, космонавтике и др.). Те или иные типы действий практические, интеллектуальные, речевые
и др. характеризуются различными оптимальными условиями и выражаются в К. у. разнообразных
типов. См. также Двигательный навык.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ (англ. age crises)
условное наименование переходных этапов
возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст,
Периодизация психического развития).
К. в. рассматриваются в концепциях, признающих
стадиальность развития (Э. Эриксон К. в. как разрешение основной задачи возраста; З. Фрейд
смена основных стадий психосексуального развития).
В отечественной психологии термин К. в. введен Л. С. Выготским и определен как целостное
изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов. По
Выготскому, К. в. обусловлен возникновением основных психологических новообразований
предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации
развития и возникновению др., адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм
смены социальных ситуаций развития составляет психологическое содержание К. в. Поведенческие
критерии К. в. трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др. Выготский
считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной
(конструктивной) сторон К. в.
Д. Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого К. в.,
является основой качественно нового типа связи со взрослым, и потому К. в. необходимы и
закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет
подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в
определенной мере обеспечивает полноту готовности к действованию в новой социальной ситуации
развития.
Существует, однако, и др. т. зр. на негативизм, отрицающая его неизбежный, необходимый
характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и
взрослого. Так, А. Н. Леонтьев считал конфликтность поведения при К. в. свидетельством
неблагоприятного течения кризиса.
Хронологически К. в. определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности
(до 1 мес; с т. зр. Выготского, до возникновения комплекса оживления),
кризис 1-го г., кризис 3 лет,
кризис 7 лет, подростковый (11-12 лет) и юношеский К. в. Отдельные авторы признают также наличие
К. в. у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не
существует. (К. Н. Поливанова.)
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
см. Психология криминальная, Психология правовая,
Психология юридическая.
КРИПТОМНЕЗИЯ (англ. cryptomnesia;
от греч. kriptos тайный, скрытый + mnesis
воспоминание).
1. Нарушение памяти (типа парамнезии), при котором больной утрачивает способность к
различению между воспоминаниями о реально пережитых событиях (непосредственный опыт) и
воспоминаниями о событиях, которые представлены в содержании сновидений, либо о тех, о которых
|