больной узнал опосредованно (слышал, видел, читал). См. Памяти расстройства. Ср. Конфабуляция.
2. Нарушение памяти у нормальных людей, при котором действительное воспоминание (о
слышанном, виденном, читанном) человек принимает, а иногда и выдает другим за собственную
оригинальную идею, изобретение, открытие. М. б. причиной неумышленного плагиата. (Б. М.)
КРИТЕРИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ (критерий наблюдателя) (англ. criterion of decision-
making)
одно из основных понятий современной психофизики,
пришедшее из теории обнаружения
сигнала, ТОС (см. Психофизическая модель ТОС); означает критическое значение в континууме
наблюдений, служащих испытуемому основанием для суждения о наличии или отсутствии сигнала в
каждой экспериментальной пробе. Наблюдения, превышающие К. п. р., относятся испытуемым к классу
сигналов (см. Сигнальная проба), а наблюдения, не достигающие К. п. р., к классу пустых проб.
Каждому К. п. р. соответствуют свои вероятности обнаружения и ложной тревоги.
Перемещая
К. п. р. вдоль оси наблюдений, можно получить взаимозависимость этих 2 вероятностей для широкого
диапазона наблюдений. Эта зависимость, называемая рабочей характеристикой приемника,
является,
согласно ТОС, основной характеристикой работы сенсорной системы.
Обычным экспериментальным
приемом, вынуждающим испытуемого перемещать точку локализации К. п. р. в нужном для
экспериментатора направлении, является варьирование таких условий опыта, как задача наблюдения,
априорная вероятность подачи сигнальной и пустой проб, а также величина премий и штрафов за
верные и ошибочные ответы.
Понятие К. и. р. близко по смыслу к классическому понятию сенсорного порога, поскольку
означает точку деления континуума наблюдений на 2 класса, соответствующих разным ответным
реакциям. Но если порог рассматривается как нижний предел чувствительности сенсорной системы, то
понятие К. п. р. отражает участие в работе системы различных внесенсорных факторов, таких как
мотивы,
установки, тенденции к угадыванию и т. п. При одном и том же уровне чувствительности
испытуемый может устанавливать для себя совершенно различные К. п. р., что будет непосредственно
сказываться на показываемых им результатах, меняя уровень обнаружения и ложной тревоги. С т. зр.
психофизической модели ТОС недостатком прежних психофизических методов измерения
чувствительности сенсорной системы является то, что они не позволяют дифференцировать случаи
изменения собственно чувствительности от случаев изменения К. п. р. (К. В. Бардин.)
КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. critical psychology)
направление зарубежной (г. о.
нем.) марксистски ориентированной психологии, возникшее в конце 1960-х гг. (К. Хольцкамп, У.
Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К. Х. Браун и др.) и ставившее своей основной целью
создание общей психологии (в смысле Л. С. Выготского)
как общего теоретико-методологического
фундамента психологической науки, или, как говорил Выготский, психологического «Капитала», что
предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового
категориального аппарата с учетом достижений и изъянов имеющихся концепций. При этом К. п.
широко использует марксистскую методологию и ряд концепций сов. психологии. Особенно большое
внимание уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию теории деятельности А. Н. Леонтьева,
в
частности исследованиям деятельности и «образа мира» в социогенезе, а также онтогенезу и
актуалгенезу психики у представителей разных классов, групп, слоев современного общества, что
практически не рассматривалось в теории деятельности.
Одна из ключевых категорий К. п. понятие «способность к действию», под которой
понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и
произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным
субъектом своей деятельности. Развитие этой способности имеет 2 альтернативные возможности
(исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также
сложившимися в ходе его жизни установками): 1) ограниченное развитие, которое выражается в
приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с
использованием различных защитных механизмов; 2) полное развитие, когда индивид осознает свои
подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый может
реализовать свои «сущностные силы».
Все психические процессы рассматриваются в К. п. как аспекты этой общей «способности». Так,
указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного («утопического» и
т. п.) восприятия реальности и адекватного (реалистического) ее восприятия; в области мышления в
противоположности «толкования» (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями,
фетишизмом,
персонификациями и пр.) и «понимания» (подлинного проникновения в суть вещей); в
области эмоций в противоположности страхов, депрессии и т. п. эмоциональных состояний и
|