полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и
экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и
педагогические рекомендации. Задачей психокоррекционной работы является, с этой т. зр., воспитание
такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы,
установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы,
что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию
общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е.
Е. Соколова.)
КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА СЛИЯНИЯ МЕЛЬКАНИЙ (сокр. КЧСМ; critical flicker
frequency,
или critical fusion frequency,
CFF)
пороговая частота, выше которой стационарный
мелькающий свет не воспринимается как мелькающий (становится неотличимым от непрерывно
включенного света). Зависит от ретинальной локализации светового стимула, его интенсивности и
размеров, адаптационного состояния зрительной системы и т. д. Такая неустойчивость КЧСМ серьезно
подрывает рекомендации применения КЧСМ в качестве показателя свойства н. с. См. Закон Тальбота.
(Б. М.)
КРОССМОДАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ (англ. cross-modality matching)
процедура
психологического измерения, в которой вместо числовых или категориальных оценок одной
модальности стимулов используются субъективные величины, связанные с некоторым рядом стимулов
др. модальности. Напр., при измерении субъективной яркости монохроматического излучения
испытуемый подбирает к данному стимулу др. стимул (звуковой тон) такой, чтобы интенсивность
ощущения света была бы равна интенсивности ощущения звука (С. Стивенс). (Ч. А. Измайлов.)
КСАНТОПСИЯ (от греч. xanthos
желтый + opsis
вид, зрение) аномальное видение
предметов как бы в желтом свете; имеет место при желтухе, некоторых отравлениях. См. Хроматопсия.
КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos чужой + фобия).
1. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами (см. Навязчивые состояния).
2. Негативное отношение, в частности недоверие и даже ненависть к иностранцам,
иностранному, чужому. Ср. Кайнофобия.
КУБИКИ КОСА (англ. Kohs Block Design Test)
методика для диагностики наглядно-
действенного интеллекта (см. Мышление наглядно-действенное);
разработана амер. психологом С.
Косом (Kohs, 1923). До сих пор широко используется: напр., входит в тест Векслера (см. Векслера
шкалы), в методический арсенал нейропсихологии (особенно полезны для диагностики конструктивной
апраксии) и специальной психологии. (В рос. литературе эту методику называли также «Кубики Кооса»
и «Кубики Косса».) (Б. М.)
КУБ НЕККЕРА см. Двойственные изображения.
КУКЛА (англ. doll)
детская игрушка в виде фигурки человека или животного. Маленькие
дети воспринимают К. анимистически (как живое существо). Можно предположить, что наиболее
древние детские К. символизировали самих детей и использовались для воспитания у девочек
материнских чувств и умений.
На это указывает, напр., тот факт, что в латыни одно и то же слово
означало и девочку и К. pupa. См. Анимизм детский. (Б. М.)
КУЛЬТУРА (англ. culture)
ценности, нормы и продукты материального производства,
характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно
широко употребляется в человекознании:
социологии, психологии человека и др. гуманитарных науках
(особенно в культурной антропологии, этнографии). К. одно из наиболее характерных свойств,
присущее любому устойчивому объединению людей (Э. Гидденс). Син. (неполные) культурный опыт,
общественно-исторический опыт, социальная наследственность. Существуют сотни определений К.
Лучшим из них остается классическое, квази-формальное определение Э. Тайлора: К. слагается в своем
целом из знания,
верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др.
способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
К. все превращает в знак,
посредством которого транслируется опыт К. Более полное
представление о К. дают приводимые ниже живые метафоры: К. это плодотворное существование (Б.
Пастернак). Рост мира есть К. (А. Блок). Слово есть архетип К.; К. культ разумения; слова
воплощение разума (Г. Шпет). К. это язык, объединяющий человечество; К. это среда, растящая и
питающая личность (П. Флоренский).
К. это связь людей; цивилизация
это сила вещей (М.
Пришвин). К. это усилие человека быть (М. Мамардашвили).
Человек в качестве человека не может
существовать без К. К. это то, что дает человеку возможность разговаривать с самим собой, а потому
даже для отшельника такой проблемы не существует (С. Аверинцев). Вся человеческая К. до сих пор
|