КЮЛЬПЕ ОСВАЛЬД (Kulpe, 1862-1915) нем. психолог и философ, основатель
Вюрцбургской школы.
Впервые в психологии попытался экспериментально исследовать высшие
процессы в сознании
мышление и волю методом систематической интроспекции,
который
предполагал не одновременное разворачивание процесса мышления и наблюдение этого процесса, а
ретроспективное наблюдение уже пережитого (или выполненного) испытуемым. Особое внимание
уделялось процессуальной стороне мышления (актам). С помощью данного метода К. и его коллеги
выявили не изученные до того аспекты мышления: направленность, целостность, активность,
детерминированность задачей, без-образность (ненаглядность) и др. См. Мышление без-образное,
Детерминирующая тенденция, Самонаблюдение. (Е. Е. Соколова.)
_Л_
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis скользящий, неустойчивый).
1. Максимальная частота импульсов возбуждения, которую данная ткань способна
воспроизвести в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции. См. Рефрактерный
период.
2.
В дифференциальной психофизиологии термин «Л.» обозначает свойство нервной системы,
которое характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервного процесса.
3. О Л. навыков см. Научение.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (в психологии) (англ. laboratory experiment) представляет
собой одну из разновидностей моделирования той или иной деятельности человека-испытуемого.
Смысл его заключается в том, чтобы обеспечить воспроизводимость изучаемого явления (деятельности)
при более полном и точном контроле (и управлении) исследуемых факторов, условий среды и
зависимых переменных.
Перед испытуемым ставится задача выполнить определенные действия,
которые по психологической структуре соответствуют действиям реальной деятельности. Такое
моделирование позволяет в лабораторных условиях изучить к.-л. реальную деятельность и поведение
(напр., младенцев) с большой точностью регистрации, получить данные для проверки выдвинутой
гипотезы.
Однако в силу искусственности лабораторных условий полученные результаты могут
отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. См. Метод
эксперимента, Экспериментальная психология.
ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА (1889-1963) рос. психолог, вместе со
своим мужем А. Ф. Котсом стала основателем Дарвиновского музея в
М.
(1911).
С 1945 г. работала в
Ин-те философии АН СССР, в секторе психологии, руководимом С.
Л. Рубинштейном.
Л.-К.
специалист в области сравнительной психологии,
особенно приматологии. Ее исследования психики и
поведения обезьян высоко ценили крупнейшие ученые мира: Э. Клапаред, М. Голдсмит, Р. Йеркс, А.
Гезелл, В. К¸лер,
Я. Дембовский и др., а также рос. ученые: Н. К. Кольцов, Г. И. Челпанов, В. М.
Бехтерев, А. Н. Северцов, В. А. Вагнер, Я. Я. Рогинский и др. По поводу одной из замечательных книг
Л.-К. «Дитя шимпанзе и дитя человека...» (М., 1935) среди психологов бытует мнение, что Л.-К.
«воспитывала» и наблюдала своего сына и шимпанзе в одно и то же время. Однако с шимпанзе
эксперименты были закончены по причине его смерти к 1915 г., а сын Рудольф родился 10 лет спустя, в
1925 г. (В. П. Зинченко.)
ЛАЗУРСКИЙ А. Ф. см. Естественный эксперимент.
ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ (Lamettrie, 1709-1751)
фр. философ-материалист, врач.
Придерживался позиции эмпирического исследования психики, решая психофизическую проблему в
материалистическом духе (психические функции определяются особенностями мозговой и шире
телесной организации субъекта), поэтому понятие души,
по Л., ничего не дает для их объяснения. На
основании обобщения известных к тому времени фактов (стадии развития человеческого эмбриона,
явления регенерации у животных, открытие ископаемых окаменелостей и т. п.) Л. приходит к
«организмической» модели психики, рассматривая последнюю в ее эволюционном развитии, вершиной
которого является сознание человека. Впервые в психологии Л. вводит в круг эмпирического изучения
потребности живого организма как движущую силу поведения и необходимое условие возникновения
и развития психики:
чем больше потребностей, тем более развиты умственные и др. психические
«способности».
При описании различных психических функций наибольшее значение Л. придавал
вниманию как проявлению активной деятельности субъекта по внесению порядка в «поток»
представлений. (Е. Е. Соколова.)
|