Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 640 
Next page End  

послужив толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания, поставила ряд важных
лингвистических и психологических проблем, не дав, однако, методологически приемлемого их
решения. (В. Ф. Петренко.)
ЛИНИЯ ВЗОРА (англ. line of sight, line of regard)
(син. линия визирования, зрительная ось) —
условная линия, соединяющая точку фиксации взора на объекте со зрачком глаза. Л. в. — основная
точка отсчета при определении углов обзора и углов наблюдения в вертикальной и горизонтальной
плоскостях. При обследовании средств отображения выделяют горизонтальную и нормальную Л. в.
Горизонтальная Л. в. — линия фиксации взором объекта, находящегося в вертикальной плоскости на
уровне глаз наблюдателя при поднятой голове. Нормальная Л. в. — линия фиксации объектов,
располагаемая на 15° вниз от горизонтальной Л. в.
ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА (1929-1984) сов. психолог. В 1950-е гг. Л. под руководством
А. В. Запорожца выполнила исследование, в котором показала возможность формирования
произвольного управления вазомоторными реакциями. В качестве психологической обратной связи
использовалось предъявление испытуемым (по ходу эксперимента) текущей записи их сосудистых
реакций. Главный результат: прежде чем стать управляемой, реакция должна стать ощущаемой.
Десятилетие спустя в психологии и физиологии начались аналогичные исследования, получившие
наименование: изучение биологической обратной связи. С конца 1950-х гг. и до своей безвременной
кончины Л. с коллективом сотрудников изучала коммуникативное и духовное развитие детей, начиная с
первых дней жизни. (В. П. Зинченко.)
ЛИТЕРАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ (англ. literal paraphasia) замена нужного звука (или буквы)
др. звуком (или буквой), что приводит к искажению слова. Характер замены зависит от формы афазии.
При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв).
Так, звук с заменяется звуком з, звук б — звуком п и т. д. При афферентной моторной афазии
заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения. Напр., звук л заменяется звуком н,
звук м звуком б или н и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи.
ЛИЧНОСТИ НАРУШЕНИЯ (англ.
personality disturbances)
— нарушения структуры и
динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при психических
заболеваниях и локальных поражениях головного мозга; выражаются в изменениях поведения: в
снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры
мотивационной сферы, нарушении самооценки и др. Проблема исследования Л. н. сложна. Существует
много подходов к ее решению.
Одним из ведущих, развиваемых в отечественной психологии является направление, которое
разрабатывалось Б. В. Зейгарник, а после ее смерти — учениками и последователями. Основываясь на
теоретических положениях школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия,
они в качестве
основы личности рассматривают систему ведущих мотивов,
характеризующуюся в норме
определенной иерархией строения. Исследование Л. н. при различных заболеваниях показало, что
патология мотивационной сферы проявляется след. образом: происходит развитие патологических по
содержанию потребностей и мотивов (напр., потребности в алкоголе и наркотиках); перестройка
иерархии мотивов, вследствие чего возникают изменения направленности личности (напр.,
патологический «уход в болезнь»); снижение уровня опосредствованности мотивов, т. е. обеднение
целей деятельности; нарушение соотношения побудительной и смыслообразующей функций мотивов,
что приводит к оскудению содержания деятельности; снижение критичности больных, выражающееся в
невозможности проигрывания поведения и оценки своих дефектов.
К др. направлениям в психологическом изучении Л. н. относятся исследования, ведущиеся в
школах В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе,
а также рядом зарубежных авторов, которые, как правило,
изучают данную проблему в рамках психоаналитического и гуманистического подходов.
Исследования Л. н., проводимые в отечественной психологии, позволяют получить новые
данные о механизмах развития и функционирования личности в норме, что обогащает
общепсихологическую теорию личности. Они являются также необходимым звеном практической
психотерапевтической работы с больными. Л. н. следует отличать от различных аномалий развития
личности, возникающих при неадекватных педагогических и социальных воздействиях. См. также
Неврозы, Половые извращения, Синдромы психопатологические. (Е. Т. Соколова.)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ — см. Опросники личностные, Тесты личности.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ (англ. personal sense, personal meaning) осознаваемая значимость
для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и
ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него (ср. Валентность).
Истинный
Hosted by uCoz