послужив толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания, поставила ряд важных
лингвистических и психологических проблем, не дав, однако, методологически приемлемого их
решения. (В. Ф. Петренко.)
ЛИНИЯ ВЗОРА (англ. line of sight, line of regard)
(син. линия визирования, зрительная ось)
условная линия, соединяющая точку фиксации взора на объекте со зрачком глаза. Л. в. основная
точка отсчета при определении углов обзора и углов наблюдения в вертикальной и горизонтальной
плоскостях. При обследовании средств отображения выделяют горизонтальную и нормальную Л. в.
Горизонтальная Л. в. линия фиксации взором объекта, находящегося в вертикальной плоскости на
уровне глаз наблюдателя при поднятой голове. Нормальная Л. в. линия фиксации объектов,
располагаемая на 15° вниз от горизонтальной Л. в.
ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА (1929-1984) сов. психолог. В 1950-е гг. Л. под руководством
А. В. Запорожца выполнила исследование, в котором показала возможность формирования
произвольного управления вазомоторными реакциями. В качестве психологической обратной связи
использовалось предъявление испытуемым (по ходу эксперимента) текущей записи их сосудистых
реакций. Главный результат: прежде чем стать управляемой, реакция должна стать ощущаемой.
Десятилетие спустя в психологии и физиологии начались аналогичные исследования, получившие
наименование: изучение биологической обратной связи. С конца 1950-х гг. и до своей безвременной
кончины Л. с коллективом сотрудников изучала коммуникативное и духовное развитие детей, начиная с
первых дней жизни. (В. П. Зинченко.)
ЛИТЕРАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ (англ. literal paraphasia) замена нужного звука (или буквы)
др. звуком (или буквой), что приводит к искажению слова. Характер замены зависит от формы афазии.
При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв).
Так, звук с заменяется звуком з, звук б звуком п и т. д. При афферентной моторной афазии
заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения. Напр., звук л заменяется звуком н,
звук м звуком б или н и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи.
ЛИЧНОСТИ НАРУШЕНИЯ (англ.
personality disturbances)
нарушения структуры и
динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при психических
заболеваниях и локальных поражениях головного мозга; выражаются в изменениях поведения: в
снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры
мотивационной сферы, нарушении самооценки и др. Проблема исследования Л. н. сложна. Существует
много подходов к ее решению.
Одним из ведущих, развиваемых в отечественной психологии является направление, которое
разрабатывалось Б. В. Зейгарник, а после ее смерти учениками и последователями. Основываясь на
теоретических положениях школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия,
они в качестве
основы личности рассматривают систему ведущих мотивов,
характеризующуюся в норме
определенной иерархией строения. Исследование Л. н. при различных заболеваниях показало, что
патология мотивационной сферы проявляется след. образом: происходит развитие патологических по
содержанию потребностей и мотивов (напр., потребности в алкоголе и наркотиках); перестройка
иерархии мотивов, вследствие чего возникают изменения направленности личности (напр.,
патологический «уход в болезнь»); снижение уровня опосредствованности мотивов, т. е. обеднение
целей деятельности; нарушение соотношения побудительной и смыслообразующей функций мотивов,
что приводит к оскудению содержания деятельности; снижение критичности больных, выражающееся в
невозможности проигрывания поведения и оценки своих дефектов.
К др. направлениям в психологическом изучении Л. н. относятся исследования, ведущиеся в
школах В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе,
а также рядом зарубежных авторов, которые, как правило,
изучают данную проблему в рамках психоаналитического и гуманистического подходов.
Исследования Л. н., проводимые в отечественной психологии, позволяют получить новые
данные о механизмах развития и функционирования личности в норме, что обогащает
общепсихологическую теорию личности. Они являются также необходимым звеном практической
психотерапевтической работы с больными. Л. н. следует отличать от различных аномалий развития
личности, возникающих при неадекватных педагогических и социальных воздействиях. См. также
Неврозы, Половые извращения, Синдромы психопатологические. (Е. Т. Соколова.)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ см. Опросники личностные, Тесты личности.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ (англ. personal sense, personal meaning) осознаваемая значимость
для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и
ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него (ср. Валентность).
Истинный
|