Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 640 
Next page End  

ориентированных трехмерных фигур были начаты Р. Шепардом и Д. Мецлером (1971). Б. И. Беспалов
(1984) обнаружил инвариантность ряда факторов относительно группы визуально-мысленных
преобразований образов и практических преобразований предметов. См. также Функциональная
эквивалентность образов.
МАНИПУЛЯЦИЯ (от лат. manipulus горсть, manus рука).
1. Ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на
ловкости рук.
2. Махинация, обман, жульничество, мошенничество.
3. Коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия
определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов),
побуждающих его к поведению,
желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не
предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия. Син.
социальное влияние. Амер. социальный психолог Роберт Чалдини выделяет множество типичных
ситуаций М.: напр. просьба о помощи, услуге; влияние продавца и рекламы на покупателя;
политическая пропаганда; воспитание детей и т. д. Он же представил список лиц, для которых М.
представляют собой «средства производства»: напр., сборщики средств различных фондов; уличные
торговцы; дельцы, бизнесмены, торговые агенты; вербовщики; работники рекламы, пиарщики (от
«Паблик рилейшнз»),
имиджмейкеры; уличные попрошайки и др. Согласно Э. Шострому, М. гораздо
более распространенное явление: практически любой человек — в той или иной степени и сфере жизни
— «манипулятор», т. к. постоянно занят тем, что манипулирует окружающими и вместе с тем надежно
пойман в сети своих и чужих М. (А. Б. Мещеряков.)
МАРАЗМ (от греч. marasmos изнурение, упадок) угасание жизнедеятельности,
сопровождающееся крайним истощением, упадком физических и психических сил; развивается в
старости или вследствие длительной и тяжелой болезни. Против. акме.
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo край)
личность,
у которой не
сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных
ориентаций,
в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные
проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие М. л. введено Р. Парком (Park, 1932); позднее
разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую»
маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в
системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим
этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к социальным группам.
Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи
психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий
выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности
и м. б. сознательным принципом творческой личности. Ср. Модальная личность. (Б. М.)
МАСКИРОВКА (англ. masking).
1. В контексте исследований восприятия М. — общий термин, обозначающий любые процессы
ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым,
целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации.
Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная),
возможны также
межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации).
В зависимости от времени предъявления маскера относительно тестового стимула М.
подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю, в свою
очередь, делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер
появляется после окончания предъявления тестового стимула).
2. См. Психическая маскировка. (Б. М.)
МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual masking)
— частный случай маскировки (в 1-м
значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной
и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы
представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье «Маскировка
изображений», а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) в статье «Камуфляж».
При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов
и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным
пятном, занимающим ту же или большую пространственную области (блокирование, или эффект
Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом,
Hosted by uCoz