ориентированных трехмерных фигур были начаты Р. Шепардом и Д. Мецлером (1971). Б. И. Беспалов
(1984) обнаружил инвариантность ряда факторов относительно группы визуально-мысленных
преобразований образов и практических преобразований предметов. См. также Функциональная
эквивалентность образов.
МАНИПУЛЯЦИЯ (от лат. manipulus горсть, manus рука).
1. Ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на
ловкости рук.
2. Махинация, обман, жульничество, мошенничество.
3. Коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия
определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов),
побуждающих его к поведению,
желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не
предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия. Син.
социальное влияние. Амер. социальный психолог Роберт Чалдини выделяет множество типичных
ситуаций М.: напр. просьба о помощи, услуге; влияние продавца и рекламы на покупателя;
политическая пропаганда; воспитание детей и т. д. Он же представил список лиц, для которых М.
представляют собой «средства производства»: напр., сборщики средств различных фондов; уличные
торговцы; дельцы, бизнесмены, торговые агенты; вербовщики; работники рекламы, пиарщики (от
«Паблик рилейшнз»),
имиджмейкеры; уличные попрошайки и др. Согласно Э. Шострому, М. гораздо
более распространенное явление: практически любой человек в той или иной степени и сфере жизни
«манипулятор», т. к. постоянно занят тем, что манипулирует окружающими и вместе с тем надежно
пойман в сети своих и чужих М. (А. Б. Мещеряков.)
МАРАЗМ (от греч. marasmos изнурение, упадок) угасание жизнедеятельности,
сопровождающееся крайним истощением, упадком физических и психических сил; развивается в
старости или вследствие длительной и тяжелой болезни. Против. акме.
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. margo край)
личность,
у которой не
сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных
ориентаций,
в силу чего, как предполагается, М. л. испытывает когнитивные и эмоциональные
проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие М. л. введено Р. Парком (Park, 1932); позднее
разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую»
маргинальность. А. В. Сухарев предложил понятие этнической маргинальности (рассогласование в
системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим
этническое значение), прилагаемое не только к отдельным личностям, но и к социальным группам.
Распространенной т. зр., изображающей М. л. исключительно как ущербную и нуждающуюся в помощи
психотерапевта (или психиатра), можно противопоставить большое количество фактов из биографий
выдающихся людей, показывающих, что маргинальность служит мощным стимулом развития личности
и м. б. сознательным принципом творческой личности. Ср. Модальная личность. (Б. М.)
МАСКИРОВКА (англ. masking).
1. В контексте исследований восприятия М. общий термин, обозначающий любые процессы
ухудшения восприятия (обнаружения, различения, опознания) одного стимула (называемого тестовым,
целевым) под влиянием предъявления др. стимулов (маскеров). Противопоставляется сенсибилизации.
Теоретически М. может иметь место в любой модальности (см. М. зрительная),
возможны также
межмодальные эффекты М. (равно как и сенсибилизации).
В зависимости от времени предъявления маскера относительно тестового стимула М.
подразделяют на одновременную (симультанную) и последовательную М.; последнюю, в свою
очередь, делят на прямую М. (маскер предъявляется раньше тестового стимула) и обратную М. (маскер
появляется после окончания предъявления тестового стимула).
2. См. Психическая маскировка. (Б. М.)
МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual masking)
частный случай маскировки (в 1-м
значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной
и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы
представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье «Маскировка
изображений», а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) в статье «Камуфляж».
При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов
и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным
пятном, занимающим ту же или большую пространственную области (блокирование, или эффект
Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом,
|