занимающим ту же или большую область (паттерновая М. з.);
3) маскировку стимулом, занимающим
др. (по соседству) пространственную область (для этой ситуации используется термин метаконтраст в
случае обратной М. з. и параконтраст в случае прямой М. з., но нередко метаконтрастом называют оба
случая, акцентируя лишь факт пространственной смежности). (Б. М.)
Добавление: Последовательная М. з. может приводить к полному подавлению восприятия
тестового стимула, либо к ухудшению восприятия некоторых признаков (яркость, контраст, форма,
пространственная частота и пр.). Временной диапазон механизмов М. з. лежит в пределах от 0 до 300
мс. Для интерпретации механизмов М. з. предложены 2 теории: теория временной суммации
(интеграции) и теория прерывания. 1-я теория объясняет эффект М. з. суммацией зрительных следов
предъявляемых стимулов, которая ведет к уменьшению видимого контраста фигуры и к ухудшению ее
«читаемости». Теория прерывания объясняет эффект М. з. тем, что сигнал о маскере прерывает процесс
обработки сигналов о тестовом стимуле, не давая возможности «созреть» его образу. Предполагается,
что при равенстве прочих характеристик последовательных стимулов зрительная система отдает
предпочтение более позднему (новому) стимулу; можно допустить, что зрительное внимание
автоматически переключается на новый стимул и тем самым нарушается процесс категоризации
предшествующего стимула. По-видимому, обе теории описывают реально существующие процессы.
При коротких интерстимульных интервалах (напр., до 100 мс) имеет место временная суммация, при
больших интервалах основным фактором М. з. является прерывание. С таким представлением
согласуется тот факт, что обратная М. з. более эффективна по сравнению с прямой. (Т. П. Зинченко.)
МАСКИРОВКА ИЗОБРАЖЕНИЙ (англ. figure masking)
предъявление тестового
зрительного стимула на фоне маскирующего структурированного стимула (изображения), в результате
чего ухудшается обнаружение и опознание тестового стимула. Э. Рубин, изучая феномен выделения
фигуры из фона, установил, что фигура воспринимается как расположенное на переднем плане,
замкнутое и ограниченное целое; фон как неограниченное, неопределенное и простирающееся
вокруг и позади предмета поле. Т. о. фигура, по словам Л. С. Рубинштейна, «обладает как бы большей
предметностью». В исследованиях гештальт-психологов был обнаружен факт различия величины
разностного порога чувствительности на фоне и на фигуре. При этом более низкие пороги обнаружены
на фоне, а более высокие на фигуре.
Установлено, что такое изменение контура, как его дополнение или усложнение, весьма
эффективный способ скрыть фигуру. Наложение сетки («зрительного шума») не всегда вызывает тот же
эффект. Простые формы могут маскировать восприятие более сложных форм; последние трудно
выделить, если они включаются в более простые и четкие формы. На этом законе законе выделения
наиболее простых и четких структур основан целый ряд явлений М. и., которые используются в
военной маскировочной технике (см. Камуфляж). (Т. П. Зинченко.)
МАСКУЛИННОСТЬ см. Пол.
МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД (Maslow, 1908-1970) амер. психолог, один из основателей
гуманистической психологии.
Наибольшую известность принесла М. его иерархическая модель
мотивации. М. выделяет 5 «уровней» потребностей,
считая эти потребности врожденными и
универсальными для любого человека: 1) физиологические (низший уровень); 2) потребности в
безопасности (в широком смысле слова); 3) потребности в любви, привязанности и принадлежности к
определенной социальной группе; 4) потребность в уважении и признании; 5) потребность в
самоактуализации,
т. е. потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих
потенций, воплощении «себя» (высший уровень). Потребности вышележащих уровней м. б.
удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих
уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшой процент людей (ок. 1%). Эти люди
обладают личностными особенностями, качественно отличными от свойств личности невротиков и
людей, не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью,
философским
мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т.
п. Позже М. отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя 2 класса потребностей:
потребности нужды и потребности развития. В последние годы жизни М. занимался созданием новой
психологии психологии бытия самоактуализирующейся личности, которая является, по М,
идеалом развития любого человека. (Д. А. Леонтьев.)
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication;
от лат. communicatio
сообщение, передача) систематическое распространение специально подготовленных, имеющих
социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей
массовой аудитории (широких слоев населения) и воздействия на поведение, аттитюды,
взгляды,
|