нейронами в сетчатке, что находит подтверждение в дополнительном психофизическом факте: сила
иллюзорного эффекта монотонно возрастает при увеличении длительности экспозиции от 100 до 500 мс
(А. Фиорентини, 1955). (Б. М.)
МЕДИАТОР (лат. mediator посредник).
1. Нейромедиатор (нейротрансмиттер) биологически активное вещество, участвующее в
передаче возбуждения с нервного окончания на рабочие органы (мышцы, железы) и с одной нервной
клетки на др. (в синапсах). См. Ацетилхолин.
2. Искусственное средство деятельности или средство передачи информации. См.
Опосредствованность.
3. Лицо, выступающее посредником в споре, конфликте, переговорах, передаче чего-либо (напр.,
сведений). (Б. М.)
МЕДИО-БАЗАЛЬНЫЙ СИНДРОМ см. Синдромы нейропсихологические.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. medical psychology)
отрасль психологической
науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с
психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний,
психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных
экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние
психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.
Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в
клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на
психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно
приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими,
аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где
основная проблема влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см.
Психосоматика).
Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что
проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной
патопсихологии (Зейгарник Б. В.).
Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных
теоретических проблем мозговой организации высших психических функций, соотношения развития
и распада психической деятельности и др. позволила заложить научные основы активного участия
М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.
Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной
разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных)
и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения
врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются
усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.
М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м.
б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. важнейшая область практического
применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См.
Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)
МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (англ.
interhemispheric organization of mental processes)
важнейшая психофизиологическая характеристика
мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 основных аспектов: функциональной
асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической
деятельности человека.
Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры
и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических
функций главенствует левое, а др. правое полушарие. В настоящее время межполушарная
асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только
человека, но и животных. Уникальную возможность исследования функциональной асимметрии у
человека дают факты локальных поражений мозга, используемые нейропсихологией. История подобных
исследований насчитывает более 150 лет, начиная с работ Ж. Було (1825), П. Брока (1861), А. Я.
Кожевникова (1847), К. Вернике (1847) и др., показавших преимущественную связь нарушений речи у
правшей с поражениями левого полушария. Доминантность левого полушария была выявлена у
правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи,
но и для таких связанных с речью
психических функций, как чтение, письмо вербальная память и вербальное мышление. Правое
|