широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков сохраняют свою актуальность.
(Е. Е. Соколова.)
МЕЖСТИМУЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ (англ. interstimulus interval, ISI).
Различают временной и
пространственный М. и. Временной М. и. измеряется от момента выключения наличного стимула до
включения след.; пространственный М. и. путем определения расстояния между ближайшими
точками 2 стимулов. Син. интерстимульный интервал.
МЕЛАНХОЛИК см. Темперамент.
МЕНЕДЖЕР см. Менеджмент.
МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management; administration).
Термины «М.», «управление»,
«администрирование» часто употребляются как син., иногда различаются. Так, об администрировании
чаще говорят применительно к организациям государственного и некоммерческого сектора, термин
«М.» чаще используют при описании управления коммерческими организациями. Обычно выделяют
след. значения понятия М.
1. Особая научно-практическая дисциплина или совокупность концепций (организационных,
технических, экономических, психологических).
2. Задача, определяющая функции управления, которые включают постановку целей, принятие
решений и контроль за их выполнением.
3. Группа профессионалов в организации, занимающихся выполнением функций управления ею.
4. Совокупность процедур и средств, реализующих функции управления.
5. Социальный институт, отвечающий чаяниям и надеждам определенной части населения, и
престижная сфера деятельности.
Любая организация это система, встроенная во внешний мир. На входе она получает ресурсы,
на выходе отдает во внешний мир созданный ею продукт (товар, услугу). Т. о., жизнедеятельность
организации состоит из 3 основополагающих процессов: получение сырья из внешнего окружения;
изготовление «продукта»; передача «продукта» во внешнюю среду. Основная роль М. поддержание
баланса между этими 3 процессами и мобилизация ресурсов на их осуществление.
Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые М., включают в себя 3 основных
подпроцесса: принятие решений,
координация, коммуникация.
М. искусство работать посредством
др. людей. Под координацией понимаются процедуры: а) непосредственного руководства действиями в
виде распоряжений, приказов и предложений; б) создания системы норм и правил, касающихся
деятельности организации.
Менеджеры ключевые члены организации, осуществляющие управленческую деятельность и
решающие управленческие задачи. Менеджеры выполняют след. функции: 1) обеспечивают
выполнение организацией ее основного предназначения; 2) проектируют и устанавливают
взаимодействие между отдельными операциями и действиями; 3) разрабатывают стратегию поведения
организации в изменяющейся внешней среде; 4) обеспечивают служение организации интересам тех
лиц и учреждений, которые контролируют организацию; 5) информационно связывают организацию и
ее окружение; 6) несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; 7)
представляют организацию в различных мероприятиях.
Интересную метафору роли менеджера в организации предложил американец Э. Маршалл в
книге «Бизнес и общество» (Marshall, 1993). Если представить себе организацию в виде вращающегося
колеса, то менеджер в середине XX в. был его осью. Теперь место менеджера сместилось больше к
окружности колеса. Это связано с изменившейся ролью менеджера в организации, с более широким
пониманием его задач. Если раньше считалось, что внешние факторы (напр., уровень спроса,
предложение труда и материалов) определялись некой «невидимой» силой рынка и в случае падения
спроса на готовую продукцию или подорожания материалов издержки списывались на влияние
внешних сил, то теперь функция менеджера состоит в том, чтобы скоординировать потенциал
организации с изменением внешней среды.
В настоящее время М. как научно-практическая дисциплина фактически представляет собой
систему направлений и специализаций со своими предметами и методами. Каждое из направлений
специализируется на одном или нескольких компонентах или процессах в организации.
Можно выделить как минимум 5 групп процессов внутри организации, являющихся объектом
управления: производство; маркетинг; финансы; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной
деятельности); работа с персоналом.
Основные направления М.: управление производством; маркетинг; управление персоналом (см.
Управление человеческими ресурсами);
управление качеством; стратегическое управление; логистика;
|