Navigation bar
  Print document Start Previous page
 257 of 640 
Next page End  

должен указать, в каком именно интервале был, по его мнению, этот сигнал. Т. о., при использовании
М. в. в. на несколько наблюдений приходится 1 ответ испытуемого. Пробы, где во всех интервалах
наблюдения сигнал отсутствует, не допускаются, так же как и предъявления сигнала более чем в 1
интервале. Интервалы наблюдения чаще всего бывают отделены друг от друга во времени, а их границы
маркируются сигналами др. модальности (напр., при исследовании слуха нач. и конец интервала
наблюдения обозначаются вспышками лампочек). Применяется и пространственное разделение
интервалов наблюдения (напр., используется несколько экранов, на каждом из которых может
появляться зрительный сигнал). Чаще других используется двухальтернативный вариант М. в. в., когда
проба содержит 2 интервала наблюдения.
Согласно теории обнаружения сигнала, процент верных ответов при использовании
двухальтернативного М. в. в. соответствует площади под кривой, полученной по методу «да-нет» и
методу оценки. Для многоальтернативного М. в. в. процент правильных ответов будет соответствовать
только части этой площади, которая уменьшается по мере роста числа альтернатив.
Показано, что в М. в. в. критерий принятия решения мало подвержен случайным колебаниям.
Это делает М. в. в. особенно ценным для исследователей, ставящих перед собой задачу изучать
собственно сенсорные процессы человека, по возможности сводя к минимуму влияние его
мотивационной сферы, установки и др. внесенсорных факторов. См. Психофизическая модель теории
обнаружения сигнала. (К. В. Бардин.)
МЕТОД ГРАНИЦ см. Метод минимальных изменений.
МЕТОД ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ (англ. method of double stimulation)
метод
психологического исследования высших психических функций,
разработанный на основе теории Л. С.
Выготского об их знаково-опосредствованном характере.
Впервые М. д. с. был использован в совместном исследовании Выготского и Л. С. Сахарова при
изучении процесса образования понятий. Сущность метода заключается в том, что исследование
высших психических функций осуществляется с помощью 2 рядов стимулов, каждый из которых играет
особую роль по отношению к деятельности испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию
объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а др. ряд функцию знаков (стимулов-
средств), с помощью которых эта деятельность организуется.
В исследовании Выготского и Сахарова в качестве стимулов-объектов использовались фигуры
различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов-средств — слова, написанные на
обратной стороне каждой из фигур, являющиеся знаками экспериментальных понятий (они обозначали
определенную совокупность признаков стимулов-объектов). В ходе эксперимента испытуемый
постепенно раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых,
по его мнению, написано одно и то же слово, и проверяя каждый раз правильность своего выбора.
Применение М. д. с. дало возможность исследовать, как испытуемый использует знаки в
качестве средств направления своих мыслительных операций и как в зависимости от способа
употребления слова протекает и развивается весь процесс образования понятий. Описанный вариант М.
д. с. известен под названием «Методика Выготского-Сахарова» (при ее разработке использована идея
«поискового метода» Н. Аха),
однако М. д. с. применялся также при изучении опосредствованных
процессов внимания и памяти (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Поэтому М. д. с. можно рассматривать как
целый ряд методик, основанных на принципе знакового опосредствования.
МЕТОД ДИХОТИЧЕСКОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ (англ. method of dichotic listening)
психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной
асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов
в правое и левое ухо. С помощью М. д. п. установлено, что для подавляющего большинства правшей
при предъявлении речевых стимулов характерен «эффект правого уха» (больший объем и точность
воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом), свидетельствующий о преимущественной
роли левого полушария в обеспечении речевых функций, а также «эффект левого уха» при
предъявлении неречевых стимулов, указывающий на преимущественное отношение правого полушария
к их восприятию. У левшей и амбидекстров межполушарные различия в слуховом восприятии
выражены в меньшей степени, чем у правшей, и нередко (в 50% случаев) носят против. характер. М. д.
п. используется для изучения функциональной специфичности полушарий в деятельности мозга не
только у взрослых, но и у детей. См. Амбидекстрия, Ведущее полушарие, Дихотическое слушание,
Латерализация функций, Леворукость, Межполушарная организация психических процессов.
(Е. Д.
Хомская.)
МЕТОД ЕДВА ЗАМЕТНОЙ РАЗНИЦЫ (англ. method of just noticeable difference, сокр. method
Hosted by uCoz