of JND) одна из методик измерения дифференциального порога, когда испытуемый, меняя величину
переменного стимула, сам устанавливает такую величину, которая едва заметно отличается от
величины соответствующего свойства у эталонного стимула. Син. метод наименьших различий, метод
минимальной разницы; Ср. Метод средней ошибки. (К. В. Бардин.)
МЕТОДИКА ВЫГОТСКОГОСАХАРОВА см. Метод двойной стимуляции.
МЕТОДИКА ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ (англ. paired-associates learning,
сокр. PAL)
методика исследования памяти, заключающаяся в предъявлении испытуемому для запоминания списка
пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т. п.). При последующем предъявлении каждого
1-го члена пары испытуемый должен воспроизвести (по памяти) 2-й член соответствующей пары. (Г. Г.
Вучетич.)
МЕТОДИКА ПЕТЕРСОНОВ (методика БраунаПетерсонов; англ. BrownPetersons
technique)
методика для определения раздельного влияния времени хранения и повторения
информации на эффективность кратковременной памяти;
позволяет оценить время хранения
информации при устранении фактора повторения (путем проговаривания). После предъявления
материала для запоминания испытуемому предлагается в течение некоторого времени,
устанавливаемого экспериментатором (интервал хранения), выполнять отвлекающую
(интерферирующую) задачу, препятствующую повторению (напр., из 50 вычитать последовательно по 3
единицы). (А. И. Назаров.)
МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (англ. partial-report method)
применяется в исследовании иконической памяти (см. Память иконическая);
состоит в
кратковременной (тахистоскопической) демонстрации матрицы символов испытуемому, перед которым
поставлена задача воспроизвести некоторую часть (строку или столбец) элементов матрицы (букв или
цифр). Какую именно часть необходимо воспроизвести, испытуемый узнает с помощью светового или
звукового указателя, предъявляемого с варьируемой задержкой уже после окончания экспозиции
матрицы. Принципиальное отличие от методики полного воспроизведения состоит в том, что
испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть всего предъявленного массива
информации, и эта инструкция (указатель) дается после окончания предъявления. Испытуемый
отвечает либо голосом, либо нажимая на клавиши специальной клавиатуры. Варьируемые
(независимые) переменные: объем матрицы (2 ? 2 и более), длительность ее экспозиции (как правило,
не более 100 мс), интервал задержки инструкции по воспроизведению (0-1000 мс; в этом же интервале
могут предъявляться маскирующие стимулы).
Для приблизительной оценки объема иконической памяти необходимо построить график
зависимости процента правильных воспроизведений элементов (указываемых в инструкции) от объема
матрицы (при минимальных задержках). Количество элементов матрицы максимального объема, при
предъявлении которой испытуемый еще способен полностью и правильно воспроизводить указанную ее
часть, принимается за нижнюю оценку объема иконической памяти; его можно оценивать и с учетом
ошибочных воспроизведений. В этом случае объем памяти оценивается величиной произведения
вероятности правильного воспроизведения (элементов указанной в инструкции части матрицы) на
полное количество элементов в матрице. Объем иконической памяти значительно больше объема
кратковременной памяти,
и оценить его точно не удается даже с помощью М. ч. в. из-за быстрого
угасания (стирания) информации.
Для оценки скорости угасания строится зависимость вероятности правильного воспроизведения
от задержки инструкции (указателя) по воспроизведению. Если эта задержка не превышает 300-500 мс,
то М. ч. в., как правило, дает более высокие оценки количества воспринятой информации, чем методика
полного воспроизведения. Этот результат приводится в качестве доказательства существования очень
короткой и быстро угасающей зрительной памяти сенсорного типа (получившей название
«иконическая»). М. ч. в. предложена амер. психологом Дж. Сперлингом (1959). См. Память
иконическая, Память сенсорная, Тахистоскоп. (Б. М.)
МЕТОД ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ СЛУЧАЕВ (англ. method of right and wrong cases).
1. Син. метода постоянных раздражителей.
2. Вариант метода постоянных раздражителей, при котором обычно применяемый в этом методе
набор раздражителей используется лишь в нач. эксперимента для предварительного определения зоны
локализации порога, после чего опыт продолжается с 2 из них, именно теми, между которыми, по
предварительным данным, оказывалась локализованной пороговая точка. Такой метод не давал
возможности получить в эксперименте полную психометрическую кривую,
но позволял более точно,
нежели обычно, найти величину порога. (К. В. Бардин.)
|