выражающих разную степень его уверенности в том, что в пробе подавался сигнал. Категории м. б.
заданы вербально (напр., «уверен, что сигнал был», «почти уверен», «сомневаюсь, но, по-видимому,
был», «не знаю», «не был»), либо в числовой форме, напр. в процентах. Испытуемый должен относить
свои впечатления к одной из этих оценочных категорий. При этом, чтобы отнесение к категориям не
было чисто случайным, он должен установить для себя критерии принятия решения,
позволяющие
отделить каждую оценочную категорию от др. Число этих одновременно удерживаемых испытуемым
критериев на единицу меньше числа используемых категорий. Подсчитав число случаев отнесения
испытуемым сигнальных и пустых проб к каждой категории, а также общее количество тех и др. проб в
данной серии, можно вычислить относительную частоту обнаружения и относительную частоту
ложных тревог для каждого из критериев аналогично тому, как это делается в методе «да-нет».
Согласно теории обнаружения сигнала, по результатам эксперимента с использованием М. о. можно
построить ту же самую кривую рабочей характеристики приемника (РХП), что и по результатам
эксперимента с использованием метода «да-нет», если только характеристики самого наблюдателя при
этом не подвержены изменениям.
М. о. более экономный, чем метод «да-нет», поскольку для построения кривой РХП требуется
меньшее число измерений. Однако задача одновременного удержания нескольких оценочных критериев
достаточно трудна для испытуемого. (К. В. Бардин.)
МЕТОД ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ (англ. method of polar profile; от греч. polos ось, полюс и
фр. profil очертание) способ описания анализируемых субъектов (присущих им понятий,
социальных установок, социальных стереотипов и т. п.) с помощью набора биполярных шкал, заданных
противопоставлением прилагательных или развернутых высказываний (напр., твердый мягкий,
теплый холодный и т. п.). На основе обобщения ответов испытуемого о характере того или иного
объекта по всей шкале (более мягкий или более твердый и т. п.) делается вывод о том, каково его
субъективное отношение к данному объекту. В отличие от метода семантического дифференциала, М.
п. п. не требует проведения факторного анализа и группировки шкал в более емкие категории. (В. Ф.
Петренко.)
МЕТОД ПОСТОЯННЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ (англ. method of constant stimuli)
классический психофизический метод измерения порога, заключающийся в определении относительной
частоты положительного ответа испытуемого на каждый член в ряду изолированных стимулов. Все
стимулы этого ряда предъявляются испытуемому одинаковое число раз в случайном порядке. Син.
метод констант, частотный метод.
Классический М. п. р. не предусматривает пустых проб.
Однако в современной практике их
иногда включают в опыт, поскольку это позволяет получить ответы типа ложной тревоги и на их базе
определить долю положительных ответов, даваемых испытуемым не на основе имеющихся ощущений,
а на основе догадки, соответственно чему при обработке результатов внести необходимую
коррекцию с помощью поправки на случайный успех, предложенной Г. Блэквеллом.
Алфавит допустимых ответов испытуемого либо состоит из 2 альтернатив (напр., «да-нет»), либо
допускает 3-ю нейтральный ответ (типа: «не знаю», «сомневаюсь»). Однако если нейтральные
ответы не представляют самостоятельной ценности, то при обработке их количество распределяют
поровну между 2 основными видами ответов или пропорционально числу положительных и отрицат.
ответов, полученных при предъявлении данного стимула. По результатам опыта строится
психометрическая кривая (функция), с помощью которой м. б. найдено значение раздражителя,
соответствующего пороговой вероятности обнаружения.
М. п. р. обычно оценивается в психофизике как наиболее трудоемкий, но в то же время
позволяющий получить наиболее точные значения порога. Он с одинаковым успехом м. б. применен
для определения абсолютных порогов и дифференциальных порогов.
В последнем случае верхняя
пороговая точка будет соответствовать 75%-ному, а нижняя 25%-ному различению, тогда как 50%-
ная различимость (в опыте, где испытуемый дает только ответы: «больше» или «меньше»)
соответствует уровню случайного угадывания. См. также Порог сенсорный, Метод истинных и ложных
случаев. (К. В. Бардин.)
МЕТОД ПРЕЦЕДЕНТА (англ. case study) Клиническая психология.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК (англ. trial-and-error learning)
форма научения, детально
описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898). Торндайк придавал доминирующее значение
навыку,
который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления случайных двигательных и
мыслительных актов, приводящих к достижению необходимых для живого существа результатов. Так,
кошка, посаженная в т. н. проблемную клетку и лишенная пищи, начинает метаться по клетке, находит
|