выход, выходит на свободу и получает пищу. При повторении опытов время, затрачиваемое животным
на то, чтобы выйти из клетки, постепенно, хотя и с большими колебаниями, уменьшается. В конце
концов животное открывает клетку сразу, что м. б. воспринято наблюдателем, не видевшим
предшествующих опытов, как «догадка» животного.
Критики М. п. и о. отмечали, что хаотические и нецелесообразные движения во время научения
наблюдаются г. о. в ситуациях, когда проблема неадекватна уровню развития обследуемого (как
животного, так и человека), чрезмерно трудна. При решении адекватной проблемы испытуемый прежде
всего пытается применить прошлый опыт с учетом того нового, что содержится в проблеме. Тем не
менее в процессе формирования новых форм поведения возникает экспериментальный поиск с
последующей проверкой, предполагающей применение М. п. и о. в ограниченных пределах. (Ср. Теория
поэтапного формирования умственных действий.)
МЕТОД «РАССУЖДЕНИЯ ВСЛУХ» см. Вертгеймер М.
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ (англ. method of introspection)
получение эмпирических
данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и
состояниями в момент их протекания или вслед за ним. Субъект самонаблюдения, выступающий в то же
время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему
природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; поэтому данные его
наблюдения м. б. искаженными неконтролируемыми переменными и, следовательно, неоднозначными.
Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных
условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для
научной разработки проблем и их анализа.
Квалифицированное самонаблюдение требует хорошей психологической подготовки; вполне
объяснимы трудности, которые встречаются при вербализации его. См. также Интроспективная
психология, Интроспекция, Метод объективного наблюдения, Вюрцбургская школа.
МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА (от греч. semanticos обозначающий +
лат. differentia
разность) один из методов построения субъективных семантических пространств.
Предложен амер. психолингвистом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с
восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов (см.
Коннотация), аттитюдов (социальных установок) и личностных смыслов,
в изучении массовых
коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. М. с. д. комбинация метода контролируемых
ассоциаций и процедур субъективного шкалирования; при этом измеряемые объекты (предметы, лица,
произведения искусства, понятия, изображения, персонажи и т. д.) оцениваются по ряду биполярных
градуальных (3-, 5-, 7-балльных) шкал, полюса которых обычно задаются вербально (антонимами, напр.
злойдобрый). Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где
в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.
При обработке результатов нередко используются методы факторного анализа.
Факторный анализ
обычно обнаруживает 3 основных фактора, обозначаемые «активность», «сила» (potency) и «оценка».
Разновидность М. с. д., адаптированная к оценке людей, получила название «метод личностного
дифференциала». См. Измерения в психологии, Метод полярных профилей. (В. Ф. Петренко.)
МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА (от греч. semanticos обозначающий и лат.
radicalis коренной) объективный метод экспериментальной семантики,
разработанный А. Р.
Лурия и О. С. Виноградовой (1959); состоит в анализе индивидуальных значений слов путем выделения
их ассоциативных полей. М. с. р. относится к числу условно-рефлекторных методик, использующих в
качестве критерия семантической близости объектов перенос условно-рефлекторной реакции с одного
объекта на др., семантически с ним связанный. Так, при предъявлении ряда слов (напр., скрипка,
мандолина)
определенного семантического класса (музыкальные инструменты), сопровождаемого
отрицат. подкреплением ударом электротоком, дальнейшее предъявление слов, семантически
связанных с подкрепляемыми, вызывает оборонительную реакцию, а более косвенно связанных с
подкрепляемыми (соната, концерт) ориентировочную реакцию. На основе записи реакций строится
семантическое поле слов, связанных с подкрепляемыми, причем по силе и характеру реакции
(оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и периферию семантического поля.
Генерализация условно-рефлекторной реакции в норме осуществляется по семантическим связям
(скрипкавиолончель),
а для умственно отсталых по фонетическим (скрипкаскрепка).
М. с. р.
применим для исследования неосознаваемых процессов при категоризации, для исследования развития
индивидуальных значений в онтогенезе,
при изучении динамики формирования понятий, в общей,
нейро- и патопсихологии. См. Оборонительный рефлекс. (В. Ф. Петренко.)
|