Navigation bar
  Print document Start Previous page
 262 of 640 
Next page End  

выход, выходит на свободу и получает пищу. При повторении опытов время, затрачиваемое животным
на то, чтобы выйти из клетки, постепенно, хотя и с большими колебаниями, уменьшается. В конце
концов животное открывает клетку сразу, что м. б. воспринято наблюдателем, не видевшим
предшествующих опытов, как «догадка» животного.
Критики М. п. и о. отмечали, что хаотические и нецелесообразные движения во время научения
наблюдаются г. о. в ситуациях, когда проблема неадекватна уровню развития обследуемого (как
животного, так и человека), чрезмерно трудна. При решении адекватной проблемы испытуемый прежде
всего пытается применить прошлый опыт с учетом того нового, что содержится в проблеме. Тем не
менее в процессе формирования новых форм поведения возникает экспериментальный поиск с
последующей проверкой, предполагающей применение М. п. и о. в ограниченных пределах. (Ср. Теория
поэтапного формирования умственных действий.)
МЕТОД «РАССУЖДЕНИЯ ВСЛУХ» — см. Вертгеймер М.
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ (англ. method of introspection)
получение эмпирических
данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и
состояниями в момент их протекания или вслед за ним. Субъект самонаблюдения, выступающий в то же
время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему
природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; поэтому данные его
наблюдения м. б. искаженными неконтролируемыми переменными и, следовательно, неоднозначными.
Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных
условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для
научной разработки проблем и их анализа.
Квалифицированное самонаблюдение требует хорошей психологической подготовки; вполне
объяснимы трудности, которые встречаются при вербализации его. См. также Интроспективная
психология, Интроспекция, Метод объективного наблюдения, Вюрцбургская школа.
МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА (от греч. semanticos обозначающий +
лат. differentia
разность) — один из методов построения субъективных семантических пространств.
Предложен амер. психолингвистом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с
восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов (см.
Коннотация), аттитюдов (социальных установок) и личностных смыслов,
в изучении массовых
коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. М. с. д. — комбинация метода контролируемых
ассоциаций и процедур субъективного шкалирования; при этом измеряемые объекты (предметы, лица,
произведения искусства, понятия, изображения, персонажи и т. д.) оцениваются по ряду биполярных
градуальных (3-, 5-, 7-балльных) шкал, полюса которых обычно задаются вербально (антонимами, напр.
злой—добрый). Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где
в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.
При обработке результатов нередко используются методы факторного анализа.
Факторный анализ
обычно обнаруживает 3 основных фактора, обозначаемые «активность», «сила» (potency) и «оценка».
Разновидность М. с. д., адаптированная к оценке людей, получила название «метод личностного
дифференциала». См. Измерения в психологии, Метод полярных профилей. (В. Ф. Петренко.)
МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА (от греч. semanticos обозначающий и лат.
radicalis коренной) объективный метод экспериментальной семантики,
разработанный А. Р.
Лурия и О. С. Виноградовой (1959); состоит в анализе индивидуальных значений слов путем выделения
их ассоциативных полей. М. с. р. относится к числу условно-рефлекторных методик, использующих в
качестве критерия семантической близости объектов перенос условно-рефлекторной реакции с одного
объекта на др., семантически с ним связанный. Так, при предъявлении ряда слов (напр., скрипка,
мандолина)
определенного семантического класса (музыкальные инструменты), сопровождаемого
отрицат. подкреплением — ударом электротоком, дальнейшее предъявление слов, семантически
связанных с подкрепляемыми, вызывает оборонительную реакцию, а более косвенно связанных с
подкрепляемыми (соната, концерт) ориентировочную реакцию. На основе записи реакций строится
семантическое поле слов, связанных с подкрепляемыми, причем по силе и характеру реакции
(оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и периферию семантического поля.
Генерализация условно-рефлекторной реакции в норме осуществляется по семантическим связям
(скрипкавиолончель),
а для умственно отсталых — по фонетическим (скрипкаскрепка).
М. с. р.
применим для исследования неосознаваемых процессов при категоризации, для исследования развития
индивидуальных значений в онтогенезе,
при изучении динамики формирования понятий, в общей,
нейро- и патопсихологии. См. Оборонительный рефлекс. (В. Ф. Петренко.)
Hosted by uCoz