Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 640 
Next page End  

Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание (т. е. осознанное бытие) др.
человека: мотивы его поступков, его внимание,
понимание, знания, эмоции, воля и т. п. Однако у
цивилизованного человека, фило-
и онтогенез которого прошел через все ступени, все исторические
стадии выделения и обособления различных видов деятельности единственно всеобщим средством, т.
е. средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого др. человека и при этом взаимно его
изменяющим, оказался язык.
Даже такие универсальные способы и средства отождествления и
взаимоизменения психики индивидов, как «язык» художественной пластики, музыки и все др. средства
духовно-практической деятельности, не поднимаются до того уровня всеобщности, какая характерна
для языка народа. И язык, будучи действительно всеобщим средством общения, а поэтому и важнейшим
фактором формирования
индивидуального сознания, несет в себе, в каждом своем «элементе» (в
лексических значениях слов, частиц, отдельных фонем и т. п.) общее для всех владеющих данным
языком, всеобщее для них значение самих реальных предметов деятельности. Вместе с этим значением
люди предъявляют друг другу, а поэтому и сами себе объективное содержание предметного мира,
раскрытое практикой совместной деятельности предшествующих поколений, создавших этот язык.
Отсюда следует важнейший для понимания не только речевого, но и М. вообще вывод: в совместно-
разделенной жизнедеятельности людей (в их предметно-деятельностном общении) обращение к
другому (и самому себе) с помощью всеобще значимых средств общения и деятельности есть
содействие с этим другим (или с «другим» в себе), есть отношение к нему как к понимающему или
способному понять мотивы, побудившие к данному содействию. Более того, это обращение есть и со-
действие, и со-чувствие, и со-знание, т. е. действия, чувства и субъективные образы действительности,
поднятые на надындивидуальный (родовой, общечеловеческий) уровень благодаря тому, что
посредником (медиатором)
содействия является не более и не менее, как культурно-историческая
всеобщность предметного мира, развернутая перед каждым из участников в его значениях и смыслах.
Непрерывный, целостный, социально оформленный процесс целенаправленного содействия людей
оказывается поэтому и мерой каждого собственного действия каждого индивида, основанием для его
рефлексии на свою собственную жизнедеятельность. Исходная рефлексивность содействия с др.
людьми (и только поэтому — с самим собой) создает и последовательно, от одной культуры к др.,
развивает свою непременную и строгую форму — диалогическое М.
Диалогическое М. — это внешний или внутренний диалог, раскрывающий различные, а поэтому
и противоречащие друг другу стороны действительности. Отсюда следует, что и нравственные, и
эстетические, и интеллектуальные определения психики человека имеют свое начало в рефлексивном
акте совместно-разделенной предметной деятельности, именно он есть системообразующий фактор или
«субстанция» М. Однако ее реализация в каждом отдельном мыслительном процессе — это
превращение всеобще значимых форм, способов и средств культуры общения во внутренние, только
данному индивиду здесь и теперь присущие мотивы и цели дальнейшего действия. При этом отдельные,
дискретные значения каждого из всех
здесь необходимых слов, знаков, образов и т. п. сливаются в
особенный смысл предметной ситуации. Осмысленность действия, его целей и мотивов рождается, т.
о., как следствие «перевода» неповторимо субъективного состояния индивида на уровень родового,
общечеловеческого, всеобщего значения тех способов и средств, с помощью которых это состояние
возникло. Однако только непрерывность и целостность развития культуры народа, ожившая и
сохраненная, развитая, продолженная неповторимостью личной биографии индивида, превращает их
надындивидуальные объективно-дискретные значения в осознанный смысл мотивов и целей действия
(поведения).
Смыслом, самим процессом осмысления противоречивых обстоятельств жизни мотивируются и
действия, и поведение, и вся жизнедеятельность человека. Содействие с другими (и с самим собой) на
уровне смысла и есть внутренний, субъективно-личностный, собственно психический процесс диалога
или диалогического М. См. также Мышление продуктивное, Собеседование. (Ф. Т. Михайлов.)
МЫШЛЕНИЕ БЕЗ-ОБРАЗНОЕ (англ. imageless thought)
— мышление, «свободное» от
чувственных элементов (образов восприятия и представления).
Считается, что термин и понятие «М.
б.» введены психологами Вюрцбургской школы. Однако более корректно утверждать, что вюрцбургские
психологи пришли к выводу о существовании в интеллектуальных процессах ненаглядных элементов, в
т. ч. «ненаглядных представлений» («unanschauliche Vorstellungen»).
В частности, изучая с помощью
систематической интроспекции процессы понимания
слов, предложений и отрывков текста, они
обнаружили, что понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без
возникновения в сознании каких бы то ни было образов. Этот факт имеет капитальное значение, и
никто из критиков не осмелился его подвергать сомнению, но это не мешало им полностью отрицать
Hosted by uCoz