и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-
концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-
действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения
объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение
формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом
и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей
объектов.
Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к
воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и
содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения.
Аналитические действия с
содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих
связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных
свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в
наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную
роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают
единичными понятиями,
или концептуальными единицами, из которых формируются элементы
модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и
синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-
понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки
представлений.
При М. н.-о. преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего,
в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений.
Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме
отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и
используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей
(содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер.
Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций
и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей
в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами
мышления визуального. (В. М. Гордон.)
МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ
процесс познавательной деятельности, направленный на
отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной
взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений окружающего
мира обусловлено формами их познания и отражения. Эта зависимость раскрывается теорией познания,
определением роли содержательно (предметно) функционирующих форм мышления и роли предметной
логики генезиса знания.
Из этих общих определений следует, что М. о. представляет собой единую
систему форм отражения наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, с
переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению
между ними конститутивных связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем
на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе
мышления используются г. о. средства выделения, формирования, преобразования и обобщения
содержания отражения образной формы. Эта форма присуща материально-чувственной основе
отражения, организации мыслительных действий, а также их результату (см. Мышление наглядно-
действенное, Мышление наглядно-образное, Мышление визуальное).
Когда речь идет о роли зрительных образов в отражении действительности, то чаще они
рассматриваются только как чувственная основа, как результат созерцания отдельного индивида.
Вплоть до XIX в. существовало представление о том, что в образной форме могут отражаться лишь
единичные объекты, и не ставился вопрос о том, каким образом формируются понятия более высокого
уровня отражения. Лишь иногда они сводились, напр. по Локку,
к сумме образов, соединенных со
словом на конвенциональной основе. Но позднее внимание привлекли образы взаимосвязей объектов и
устойчивых между ними отношений, образы движений и действий, а затем кроме чувственных образов
стали выделяться мыслительные, понятийные, приобретающие форму динамической модели,
гносеологические. Теперь в свете системно-структурного подхода раскрываются состав и строение
содержания образов и всего процесса М. о. в категориях элементов, связей, структуры. Основная задача
такого подхода состоит в определении соответствия сформированного образа и выполняемых на его
основе действий отражаемому объекту. Самое же широкое использование системного подхода
|