потребовалось для определения взаимодействия с современными сложными системами (техническими,
организационными, технологическими, информационными, а также природными, физическими,
экологическими и др.). Системным строением отличаются объекты производства, организации и
управления, научных исследований и проектных решений, сферы образования, различных областей
искусства и культуры. Контакты с такими объектами превращаются в не менее сложные виды
деятельности. Для их осуществления недостаточно знать лишь внешние признаки компонентов систем,
здесь требуются более глубокие знания: определение состава, структуры и организации систем,
внутренних интегральных свойств, генезиса системного строения, способов его развития. Особое
значение имеет знание функциональных параметров системы и характеристик ее основных функций,
которые должны проявляться при взаимодействии с ней. Знание функций служит главным ориентиром
в деятельности, и поэтому его получение превращается в первоочередную задачу М. о.
Эти знания складываются постепенно на 3 уровнях обобщения, которые осуществляются
средствами 3 видов М. о. В процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор
единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных свойств и связей.
Наглядно-образное мышление направляется на абстрагирование отражения и на построение из них
образно-концептуальной модели. Средствами визуального мышления производится дальнейшее
абстрагирование из концептуальной модели обобщенных отношений элементов и определение
сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения. (В. М. Гордон.)
МЫШЛЕНИЕ ОПЕРАТОРА см. Оператора мышление.
МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ (англ. practical thinking)
процесс мышления,
совершающийся в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления,
направленного на решение отвлеченных теоретических задач,
опосредованно связанных с практикой,
М. п. включено в решение практических задач. М. п. может иметь сложную и элементарную формы.
Решение сложных практических задач требует использования результатов отвлеченной теоретической
деятельности (напр., мыслительная деятельность учителя, изобретателя, шахматиста, полководца),
всегда основывается на обобщении практического опыта. В свою очередь, решение практических задач
становится средством и основой формирования теоретического мышления, как, напр., в развитии детей
при решении ими конструктивных задач, в процессе обучения.
Добавление: М. п. профессионалов изучается в различных разделах психологии, предметами
исследования которых являются конкретные области профессиональной деятельности: военная,
инженерная, мед., педагогическая, спортивная, театральная, юридическая и др. Крупную работу о М. п.
полководцев на основе военно-исторических материалов написал Б. М. Теплов в годы Великой
Отечественной войны. См. Оператора мышление. (Б. М.)
МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ см. Леви-Брюль Л., Пралогическое мышление.
МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии) (англ. productive thinking) синоним «творческого
мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных
задач.
Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью,
это задача познать самого себя.
«Я не уверен, сказал А. Эйнштейн выдающемуся психологу М. Вертгеймеру,
можно ли
действительно понять чудо мышления. Вы, несомненно, правы, пытаясь добиться более глубокого
понимания того, что происходит в процессе мышления...» (Продуктивное мышление. М., 1987, с.
262). Мышление сродни искусству, чудо которого также сопротивляется пониманию и познанию. В
парадоксальной форме нечто подобное выразил Н. Бор. На вопрос «можно ли понять атом?» Бор
ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает слово «понимание». Великим
ученым в большей степени, чем простым смертным, свойственно удивление перед Великим и сознание
скромности своих сил. Склонялся перед чудом мышления и М. Мамардашвили:
«Мышление требует
почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы; оно только может состояться
как своего рода пробуждение или пра-воспоминание в силовом поле между человеком и символом».
Несмотря на сомнения, Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал Вертгеймеру в
познании М. п. и, начиная с 1916 г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые
завершились созданием теории относительности. Психолог представил «титанический процесс
мышления» как драму в 10 актах. Ее «участниками» были: зарождение проблемы; стойкая
направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть
до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей
их преодоления. Все это происходило на фоне осмысления, переосмысления и преобразования
исходной проблемной ситуации и ее элементов и продолжалось до тех пор, пока не была построена
картина новой физики. Процесс мышления занял 7 лет. Главным на протяжении этого периода было
|