Navigation bar
  Print document Start Previous page
 290 of 640 
Next page End  

«ощущение направленности, непосредственного движения к чему-то конкретному. Конечно, очень
трудно выразить это ощущение словами; но оно определенно присутствовало и его следует отличать от
более поздних размышлений о рациональной форме решения. Несомненно, за этой направленностью
всегда стоит что-то логическое; но у меня оно присутствует в виде некоего зрительного образа»
(Эйнштейн). Исходящую от задачи направленность, упорядочивающую процесс мышления,
представитель вюрцбургской школы психолог Н. Ах назвал детерминирующей тенденцией,
а О. Зельц
изучал роль интеллектуализированных (нечувственных) наглядных представлений — образов,
играющих роль пластичных орудий М. п.
Рассмотрим собирательный образ мыслительного творческого процесса,
т. е. представление о
его основных стадиях.
1. Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости начать работу,
чувство направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы.
2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. На этой стадии создается
интегральный целостный образ проблемной ситуации, образ того, что есть и предощущение будущего
целого. Говоря современным языком,
создается образно-концептуальная или знаково-символическая
модель, адекватная той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы. Модель служит
материалом («интеллигибельной материей»), в которой отыскивается ведущее противоречие, конфликт,
т. е. происходит кристаллизация проблемы, подлежащей решению.
3. На 3-й стадии осуществляется (часто мучительная) работа над решением проблемы. Она
представляет собой причудливую смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий: проблема не
отпускает. Возникает ощущение, что не проблема во мне, а я в проблеме. Она меня захватила.
Результатом такой предваряющей решение работы м. б. не только создание, проверка и отвержение
гипотез, но также и создание специальных средств для решения проблемы. Примером могут служить
усилия в визуализации проблемы, создание новых вариантов образно-концептуальной модели
проблемной ситуации.
4. Возникновение идеи (эйдоса) решения (инсайт).
На решающее значение этой стадии имеется
бесчисленное множество указаний, но сколько-нибудь содержательные описания отсутствуют и ее
природа остается неясной.
5. Исполнительная, по сути, техническая стадия, не требующая особых пояснений. Она часто
весьма трудоемка, когда для решения нет соответствующего аппарата. Как указывал И. Ньютон, когда
задача понята, приведена к известному типу, применение определенной формулы не требует труда. Это
делает за нас математика.
Выделенные стадии весьма условны, но подобные описания интересны тем, что в них как бы
естественно перемежаются размышление, визуализация (воображение), рутинная работа, интуитивные
акты и т. д.; все это сцеплено направленностью на решение проблемы, ее конкретизацию.
Приведенное аналитическое описание можно дополнить синтетическим. Гете видел в познании и
мышлении «бездны чаяния, ясное созерцание данного, математическую глубину, физическую точность,
высоту разума, глубину рассудка, подвижную стремительность фантазии, радостную любовь к
чувственному». Попробуем на секунду представить себе, что всем этим Гете обязан школьному
обучению, и тут же возникает вопрос, какой коллектив педагогов мог бы обеспечить подобное
воспитание и развитие мышления? Столь же трудно представить себе ученого, который бы взялся
изучать работу такого невероятного оркестра, каким было мышление великого поэта, мыслителя,
ученого. Каждый исследователь мышления выбирает для изучения к.-л. один инструмент, неминуемо
утрачивая целое. В этом нет большой беды до тех пор, пока исследователь не навязывает изученный им
инструмент в качестве единственного или главного, напр., системе образования. (В. П. Зинченко.)
МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — см. Учебная деятельность.
МЫШЛЕНИЕ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ — см. Технократическое мышление.
МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances of thinking)
нарушения интеллектуальной
деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и
аномалиях психического развития. М. н. включают расстройства механизмов регуляции (процессов
мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон
интеллектуальной деятельности. М. н. либо распространяются на вербально-логическую, наглядно-
образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из
них.
Для некоторых психических заболеваний характерны преимущественные нарушения
регуляторных механизмов интеллектуальной деятельности (особенно мотивационных процессов) при
Hosted by uCoz