слоев коры, с более широкими рецептивными полями и не столь острой ориентационной настройкой;
они чувствительны к более быстрым движениям стимула. Сверхсложные нейроны (пирамиды II-III
слоя) во многом сходны с простыми, но чувствительны к ширине и длине световой полоски и сильно
реагируют на острые углы и изломы на контурах изображений.
Описаны также Н.-д. более сложных признаков изображений: наиболее интенсивно
возбуждаемые, напр., движущейся по экрану тенью руки; циклическими движениями, напоминающими
взмахи крыльев; реагирующие лишь на приближение и удаление объектов. Общий принцип работы
систем Н.-д., по-видимому, заключается в формировании Н.-д. все более обобщенных и полимодальных
(зрительно-слуховых, зрительно-соматосенсорных и т. п.) признаков сенсорного сигнала при удалении
от первичных корковых проекций. При этом острота селективности детектирования снижается.
Примеры незрительных Н.-д. немногочисленны. Это слуховые Н.-д. положения источника звука
в пространстве и Н.-д. направления его движения; направления движения тактильного стимула по коже
или угла сгибания сустава; и Н.-д. с определенной настройкой по диапазону температур в
соматосенсорной системе.
Получены убедительные данные о большой пластичности свойств корковых Н.-д. Так, в раннем
онтогенезе удается значительно модифицировать свойства отдельных Н.-д. и их системы путем
избирательной тренировки. Избирательная зрительная тренировка котят в течение первых 4 нед. жизни
приводит к тому, что в коре у них не формируются детекторы тех ориентаций, которые не
предъявлялись, и одновременно выявляется поведенческая слепота к изображениям с этими же
ориентациями. У взрослых животных свойства зрительных Н.-д. значительно изменяются при смене
условий адаптации или уровня бодрствования. См. Зрительное восприятие, Пластичность н. с.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (англ. neuropsychology)
отрасль психологической науки,
сложившаяся на стыке нескольких дисциплин психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии),
физиологии и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на
материале локальных поражений головного мозга.
Основоположник Н. в России
А. Р. Лурия.
Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия
разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций, являющуюся
теоретической основой Н.
В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный
на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для
синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные Лурия (см. Методы Лурия).
С их
помощью описаны различные нейропсихологические синдромы (см. Синдромы нейропсихологические),
представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно
синдромы поражения конвекситальных, медиальных и базальных отделов преимущественно левого
полушария мозга, а также синдромы поражения глубоких структур мозга.
Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную
теоретическую задачу Н. изучение мозговой организации высших психических функций с помощью
своих методических приемов. Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов
при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур.
Экспериментальная Н. исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные
формы нарушений психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного.
Реабилитационное направление изучает механизмы восстановления высших психических функций,
нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов
восстановительного обучения. Психофизиологическое направление изучает методами
психофизиологии физиологические механизмы нарушений высших психических функций (см.
Психофизиология локальных поражений головного мозга). Н. детского возраста исследует особенности
нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов,
адаптированных к детскому возрасту (см. Детская нейропсихология).
Н. имеет большое значение для
развития психологической теории, а также для практики диагностики локальных поражений головного
мозга и восстановления нарушенных функций. См. также Блоки мозга. (Е. Д. Хомская.)
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ (англ. neurophysiology)
раздел физиологии, объектом изучения
которого является н. с. При использовании современных электрофизиологических методик исследуются
нейроны, нейронные ассамблеи, нервные центры и их взаимодействие. Общая Н. изучает
закономерности функционирования н. с. на разных уровнях. Возрастная Н. это раздел, посвященный
изучению созреванию мозга,
возрастных и индивидуальных особенностей мозгового обеспечения
высших нервных и психических процессов. Клиническая Н.
изучает особенности функционирования
|