мозга при патологических процессах. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)
НЕКРОФИЛИЯ см. Половые извращения.
НЕОБИХЕВИОРИЗМ см. Бихевиоризм, Э. Т. Толмен, К. Л. Халл.
НЕОФРЕЙДИЗМ (англ. neo-Freudianism) направление в психологии, представители которого
так или иначе опираются на психоанализ З. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Н. возник в 1920-30-е
гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера (1-е поколение неофрейдистов),
подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства
общности, возникновение невротических расстройств. Н. признает важное значение открытий
антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам.
Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей (см.
Бессознательное), которые они находят для своего выражения, теоретики Н. пытаются преодолеть (или
смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении
неврозов,
объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Крупнейшие представители 2-го
поколения неофрейдистов амер. психологи К. Хорни, Г. С. Салливен (1892-1949), Э. Фромм.
Хорни подвергает критике многие положения Фрейда: пансексуализм; отрицание роли факторов
культуры в возникновении неврозов, предопределяющую роль детства в формировании характера и
образовании неврозов, структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я. Хорни развивает теорию
внутренней конфликтности личности, связанной с чувством «базальной тревожности»
перед лицом
природных и социальных сил. По Хорни, стремление человека удовлетворить многообразные
потребности, порождаемые обществом в условиях множества экономических, юридических и этических
преград, усиливает у него чувство тревоги, вызывает стремление к безопасности. Конфликт между
этими 2 мотивами и поиск путей его разрешения порождает 3 типа личности, характеризующиеся
различным отношением к др. людям: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества. Признавая
влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей роли
бессознательного в детерминации поведения человека. Она использует фрейдовские методы
проникновения во внутренние конфликты и приемы доведения их до сознания.
Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин
возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные
социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств. Число
типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций.
Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными
ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им
как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным
связям. Задача психотерапии перестройка межличностных взаимоотношений. (См. Значимый
другой.)
Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют
бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а г. о. социальными
факторами. В отличие от животных человек утрачивает инстинктивные естественные связи с
природой. Свобода от инстинктивной детерминации приводит к возникновению характерных для
человека экзистенциальных и исторических социальных дихотомий (противоречий). Они являются
источником потребностей и стремлений, возникающих из новых общественных условий его
существования. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни
общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности.
Основное внимание он уделяет тоталитарному и капиталистическому обществам. Социальные условия
общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают
различные психологические механизмы (мазохизм, садизм,
деструктивизм, конформизм),
которые
представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем
человеческого существования. С ними связано образование различных типов характера и неврозов.
Фромм дает развернутую критику западного общества, которое зиждется на принципе неограниченного
потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит
к образованию особой формы социального характера рыночного. Люди с таким характером
отчуждены от своего труда, от самих себя, от др. людей и от природы.
Н. во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной
обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.
(А. Н. Ждан.)
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. involuntary memorizing)
процесс
|