подходящими к ним (преганглионарными) и отходящими от них (постганглионарными) нервами.
Управление вегетативными функциями организма (пищеварение, кровообращение, дыхание,
обмен веществ и т. д.) осуществляет вегетативная Н. с., которая делится на симпатический и
парасимпатический отделы: 1-й отдел мобилизует функции организма в состоянии повышенного
психического напряжения, 2-й обеспечивает функционирование внутренних органов в нормальных
условиях. См. Блоки мозга, Глубокие структуры мозга, Кора головного мозга, Нейрон-детектор,
Свойства н. с. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)
НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ (англ. relaxation therapy)
техника (методика)
саморегуляции состояний, использующая в качестве основного приема попеременное напряжение и
расслабление различных мышечных групп, что обеспечивает быстрое достижение состояния релаксации
(расслабления). Обычно представлена серией повторяющихся упражнений для основных участков тела
и дыхательной мускулатуры. Эффективная Н.-м. р. сопровождается ощущениями общего покоя, отдыха,
потепления конечностей, а также уменьшением нервного напряжения и снятием болей.
Впервые комплекс упражнений Н.-м. р. был разработан амер. врачом Эдмундом Джекобсоном
(Jacobson, 1912), установившим прямую зависимость между повышенным тонусом скелетной
мускулатуры и различными формами отрицат. эмоционального возбуждения. Предложенная им техника
прогрессивной (или активной) Н.-м. р. основана на принципе осознания «разницы напряжения» в
расслабленной и напряженной мышце. Помимо непосредственного эффекта расслабления,
сопровождаемого усилением кровенаполнения сосудов и усиления восстановительных обменных
процессов в задействованных мышечных группах, это дает возможность человеку на основе
непосредственных рефлексивных переживаний сформировать субъективный «образ» состояния
релаксации.
В настоящее время существуют различные комплексы упражнений Н.-м. р., ориентированные на
устранение перенапряжений и симптомов субъективного дискомфорта в различных областях тела
(головные боли, повышенный тремор, симптомы позотонического утомления и др.) и в организме в
целом (усталость, перевозбуждение и пр.). Для повышения работоспособности и нормализации
психического состояния Н.-м. р. чаще всего используется в сочетании с др. методами психологической
саморегуляции.
Н.-м. р. успешно применяется также в качестве начального этапа в программах
обучения навыкам произвольной регуляции состояний. Ом. также Аутогенная тренировка,
Психологическая саморегуляция. (А. С. Кузнецова, А. Б. Леонова.)
НЕУДОВОЛЬСТВИЕ (англ. displeasure) по определению Б. Спинозы, «есть переход человека
от большего совершенства к меньшему»; уменьшение совершенства понимается как уменьшение
(ограничение) способности к действию.
Как известно, Спиноза рассматривал Н., удовольствие и
желанием качестве триады основных аффектов (т. е. эмоционально-мотивационных состояний), из
которых берут свое начало остальные аффекты (см. Базальные эмоции). (Б. М.)
НИСТАГМ (от греч. nystagmos дремота) ритмические «пилообразные» вращения глазного
яблока, состоящие из относительно медленного движения в одном направлении и быстрого возвратного
движения. Н. может возникать при воздействии различного вида раздражителей. Один из видов Н. т.
н. вестибулярный Н., возникающий при воздействии на полукружные каналы вестибулярного аппарата
тепловых или холодовых раздражителей. Оптико-кинетический Н. возникает при фиксации глазом
объекта, который двигается в поле зрения (частный случай
железнодорожный нистагм,
возникающий при наблюдении из окна движущегося поезда). Явление Н. используется для
исследования механизмов зрительного восприятия в норме и патологии. См. Версионные движения,
Движения глаз.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ (англ. newborn)
возрастной период, в который происходит
приспособление к жизни вне утробы матери (ок. 4-6 нед. после рождения), 1-й этап младенческого
возраста.
К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития (см. Натальный,
Пренатальное развитие),
но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными
возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная,
болевая, температурная, вестибулярная и кинестезическая чувствительность. При отсутствии в первые
дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения, новорожденный обнаруживает
способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные
стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к
воздействиям, исходящим от взрослого человека.
В период Н. в поведении большую роль играют безусловные рефлексы сосательный,
оборонительный, ориентировочный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие
|