длительного времени учитель общается с urbi et orbi, не ограничиваясь односторонней передачей
сообщений и даже коммуникацией. 3. Полифункциональность О. п. заключается в том, что оно может
предприниматься в расчете одновременного достижения ряда целей: установления и поддержания
контакта, понимания, координации, оказания влияния и т. д. 4. О. п. требует хорошо развитых умений
параллельного использования широкого арсенала средств и языков общения для одновременного
взаимодействия с большим числом партнеров. 5. Даже на отдельно взятом уроке число реальных
партнеров по общению чаще не совпадает с числом присутствующих и постоянно меняется, причем
варьирует также уровень их активности. 6. Учитель редко может позволить себе роскошь чистого
общения: как правило, О. п. осуществляется одновременно с др. видами и компонентами деятельности
учителя, переплетаясь с ними и зачастую являясь условиями их Осуществления. 7. Как правило, О. п.
пролонгировано и может продолжаться годами. 8. По большей части О. п. носит обязательно-
принудительный характер: ни один из партнеров фактически не свободен выйти из него. К этому
следует прибавить разный социальный опыт, принадлежность к различным субкультурам участников О.
п., существующие между ними различия в физиологии, интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной сферах (нерефлексируемые учениками и часто забываемые учителем).
Осознание необходимости социально-психологической оптимизации и гуманизации учебного
процесса привело Леонтьева к вычленению понятия оптимального О. п., а именно такого общения
педагога (педагогов) с уч-ся в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития
мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности
школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально
использовать в учебном процессе личностные особенности учителя (Леонтьев А. А., 1979; 1996).
Несмотря на то что данная дефиниция относится к не очень строгим «определениям-идеалам», введение
этого понятия чрезвычайно важный шаг: во-первых, потому, что как ценность фиксируется не только
передача-усвоение знаний, но и развитие личности, а также развитие ученического коллектива; во-
вторых, потому что очеловечивание начинает затрагивать и учителя как субъекта О. п. и одного из
субъектов учебной деятельности. (И. А. Мещерякова.)
ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. objective psychology)
общее название для
психологических школ и направлений, которые в противовес субъективной интроспективной
психологии считали метод интроспекции ненаучным и предлагали взамен различные формы и методы
объективного (в естественнонаучном смысле слова) наблюдения (см. Метод объективного наблюдения).
Однако предметом такого наблюдения и исследования в различных направлениях О. п. назывались
разные реальности: развитие психической деятельности в концепции И. М. Сеченова,
поведение как
внешне наблюдаемая реальность в бихевиоризме,
«соотносительная деятельность» организма в
рефлексологии В. М. Бехтерева,
совокупность реакций в реактологии К. Н. Корнилова и др. В узком
смысле слова О. и. обычно называют бихевиоризм. (Е. Е. Соколова.)
ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии) (англ. objective method).
1. В широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому
исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.
2. В узком смысле О. м. противопоставляется интроспекции
и обозначает способы изучения
внешних, поддающихся регистрации реакций испытуемых. См. Вызванные потенциалы, Метод
объективного наблюдения, Методы электрофизиологические, Непроизвольные реакции,
Полиэффекторный метод, Порог сенсорный, Психофизиология.
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ см. Внимания объем.
ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ см. Кратковременной памяти объем.
ОБЪЕМ ПАМЯТИ см. Памяти объем.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ см. В. Дильтей.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ (англ. general aptitude, gift)
уровень развития общих
способностей,
определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших
успехов. О. о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой
независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании О. о. выдвинул в середине XIX
в. англ. ученый Ф. Гальтон. Ч. Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта (1929), которая
объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим фактором умственной энергии.
Множество специальных факторов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение
длительного времени шла дискуссия сторонников множественности первичных интеллектуальных
способностей (Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников «общего фактора» (Г. Айзенк, С. Берт и др.).
Сегодня признается наличие как О. о., так и ее внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д.
|