Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о 2 видах О.
о.: интеллектуальной и творческой одаренности (креативности).
В факторно-аналитических
исследованиях выявлены независимые типы «художественной» одаренности и «практической»
одаренности. Люди, обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих
типов. (В. Н. Дружинин)
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (англ. gifted children) дети, обнаруживающие ту или иную специальную
или общую одаренность (см. Одаренность общая).
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных
областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем к рисованию; вообще
одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше др. формируется
одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).
См. Талант.
Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного
развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для О.
д. характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности,
не бывает дана от природы в готовом
виде. Врожденные задатки способностей
только одно из условий очень сложного процесса
формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от
окружающей среды, от характера деятельности (см. Индивидуально-психологические различия,
Индивидуальность).
О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных
испытаний (см. Тесты). Одаренность детей м. б. установлена и изучена только в процессе обучения и
воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние
проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно
предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Выявлению и развитию одаренности у детей
содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные
кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской
художественной самодеятельности и т. д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных
способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.
ОДИОЗНЫЙ (от лат. odiosus ненавистный, противный) неприятный, нежелательный,
вызывающий отрицат. отношение; напр., одиозная личность.
ОДОРИМЕТРИЯ см. Ольфактометр.
ОЗЕРЕЦКОГО МЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА (англ. Oseretsky scale)
методика обследования
психомоторики, т. е. моторного развития ребенка и словесной регуляции движений и выявления
отклонений в развитии. О. м. ш. включает пробы для испытания статической и динамической
координации, скорости движений, возможности выполнения одновременных движений, силы движений
и синкинезии.
О. м. ш., составленная в 1930 г., широко распространена в психологии и психиатрии
многих стран. Тесты проверены на большом количестве психически здоровых и больных детей и
считаются одним из методов отбора.
ОККАЗИОНАЛИЗМ см. Дуализм.
ОККАЗИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ (от лат. occasionalis
случайный) значение, не
соответствующее общепринятому (нормативному) употреблению, носящее индивидуальный характер,
обусловленное специфическим контекстом и индивидуальным опытом. Антоним: Узуальное значение.
ОКТАВА (от лат. octava восьмая).
1. Интервал частот (напр., звука), верхняя граница которого вдвое превышает нижнюю.
2. Стихотворная строфа из 8 строк.
ОКУЛОГИРАЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ (англ. oculogyral illusion)
см. Адекватный
раздражитель, Окулогравическая иллюзия.
ОКУЛОГРАВИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ (от лат. oculus
глаз + греч. gravis
тяжелый)
зрительная иллюзия движения вестибулярного происхождения, отличающаяся от окулогиральной
иллюзии (кажущееся движение светового стимула в темноте после вращения тела вокруг вертикальной
оси) тем, что возникает под влиянием ускорений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. О.
и. часто возникает у пилотов во время и после окончания набора высоты (кабрирования) или снижения
(пикирования). По окончании кабрирования кажется, что объект движется вниз, тогда как по выходе из
пикирования вверх. О. и. может выражаться в искажении формы, размеров и др. пространственных
характеристик видимых объектов.
|