Navigation bar
  Print document Start Previous page
 320 of 640 
Next page End  

больше всего сексуально здоровых и, наоборот, среди мужчин с наиболее тяжелыми расстройствами
потенции
— никогда не мастурбировавших (Васильченко, 1977). В пубертатном возрасте тревожным
сигналом служит навязчивый характер О. Половое удовлетворение при О. не является полноценным из-
за полного отсутствия коммуникативности, эмоциональной связи, которая важна для нормальной
взрослой сексуальности. Подросток прекрасно осознает, что занимается чем-то «грязным» и
недостойным, безуспешно пытается преодолеть себя и, терпя поражение, испытывает чувство вины,
неполноценности. К этому нужно добавить страх перед последствиями, возникающими из-за
сексологической безграмотности. Подросток может связать с привычкой к О. все свои жизненные и
учебные неудачи, а это часто приводит к невротизации. У взрослых (особенно мужчин) страх
«расплаты» за юношеский О. нередко приобретает навязчивый характер и связывается с любыми
неудачами в сексуальной сфере (онанофобия). Еще одним психологически неблагоприятным фактором
является то, что О., как правило, сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями,
условно-рефлекторное закрепление которых может привести к созданию нереалистического эталона, по
сравнению с которым первый реальный сексуальный опыт может показаться бледным и
разочаровывающим. Ввиду того что негативные переживания подростка по поводу О. гораздо опаснее
самого О., совершенно недопустимо стыдить и стращать его. Наибольшую пользу приносит
«позитивная педагогика» — сексуальное просвещение, улучшение коммуникативных качеств, помощь в
нахождении интересных занятий, своего места в обществе сверстников, организации досуга, занятий
спортом. (И. А. М.)
ОНАНОФОБИЯ — см. Онанизм.
ОНЕЙРОИДНОЕ (сновидное)
СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ (англ. oneirism)
— расстройство
сознания, состоящее в необычном сочетании образов реального мира и фантастических представлений.
О. с. с. наблюдается при глубоко расположенных опухолях мозга,
снижающих тонус коры, при
инфекционных и некоторых психических заболеваниях. Физиологической основой О. с. с. является
тормозное (или фазовое) состояние коры головного мозга, при котором сильные и слабые раздражения
(или их следы) начинают вызывать одинаковую реакцию (уравнительная стадия, или фаза) или слабые
раздражители (или их следы) приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители или их
следы (парадоксальная стадия). См. Парабиоз, Сознания патология.
ОНТОГЕНЕЗ (англ. ontogenesis) развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза).
О. психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или
животного. См. Возраст.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ontos бытие + psyche душа +
logos — разум) научная
школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским
психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида,
Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, а в психологическом — представляет собой своеобразный синтез глубинной
психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг)
и гуманистической психологии (А. Маслоу,
Р. Мэй, К.
Роджерс). О.
можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии — «4-й силы» в
современной психологии. О. менее известна нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая
психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в
т. ч. и на рус. язык).
Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и
процессов: 1) Ин-се (сущность в себе) — внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие,
трансцендентное плану существования; 2) естественные и неискаженные проявления (эманации)
жизни (или проекции Ин-се); 3) монитор отклонения
— психологический механизм, связанный с
действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих
аутентичные эманации Ин-се; 4) искаженные проявления жизни, организованные в виде
психологических комплексов; 5) сознательно-логическое «я» — психологическая инстанция человека,
именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя
со всей тотальностью психики человека.
С т. зр. О., человек — продукт собственного бессознательного,
в которое погружено
большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: «Мы существуем
в самих себе и ничего о себе не знаем». По убеждению онтопсихологов, Ин-се положительно: заключает
в себе все для полноценной самореализации человека, в т. ч. и направление этой самореализации. Чем
сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство
неудовлетворенности. Ин-се — универсальная точка отсчета для определения степени позитивности
любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый
Hosted by uCoz