Navigation bar
  Print document Start Previous page
 322 of 640 
Next page End  

Подобно др. вариантам психотерапии О. располагает широким спектром процедур и техник, в
ряду которых наряду с толкованием образов сновидений необходимо указать индивидуальную и
групповую имагогику, кинотерапию и музыкотерапию.
Имагогика (от лат. in me ago
акция во мне) представляет собой специальную
психотерапевтическую процедуру, позволяющую клиенту войти в поток сна как перманентной
психической активности. Менегетти (1992) указывает, что «человек постоянно видит сны... Но дело
обстоит т. о., что люди не знают об этом, они этого не замечают. И достаточно "устранить" сознание
"я", как сон обнаруживает себя: сон представляет собой постоянную психическую активность». С
помощью заданий на концентрацию внимания психотерапевт вводит клиента в состояние
самоиндуцируемого транса, в котором возникает динамичный ряд зрительных образов, напоминающих
сновидение. «Сон — это бессознательная имагогика, а имагогика — это, напротив, сознательный сон».
Содержание, возникающее в ходе имагогической процедуры, интерпретируется тем же способом, что и
сон.
Вспомогательными техниками онтотерапевта являются кинотерапия и музыкотерапия.
Кинотерапия позволяет изучать и актуализировать символическое содержание кинофильмов в
соответствии с онтопсихологической техникой интерпретации сновидений; т. о., кинотерапия — это
метод изучения структуры и механизмов бессознательного. Музыкотерапия — экспрессивная техника,
направленная на высвобождение субъективного функционального ритма клиента, на снятие различных
соматических барьеров и зажимов на пути к проксимо-кинетической самореализации человека,
представляющей собой важный аспект его общей самореализации. Характер движений человека во
время сеансов музыкотерапии и возникающие при этом образы также служат содержанием для
онтопсихологического анализа бессознательного. (А. Б. Орлов.)
ОПЕРАНТНЫЙ (инструментальный) РЕФЛЕКС см. Условный рефлекс.
ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ВОСПРИЯТИЯ (англ. operative perceptual unit)
— содержание
единичного акта перцепции. В процессе обучения это содержание меняется, происходит формирование
новых О. е. в. Напр., человек, приступивший к изучению телеграфного кода, воспринимает на слух
каждую отдельную точку или тире как самостоятельную О. е. в. По мере обучения человека О. е. в.
становятся короткими последовательностями этих звуков, образующими буквы, а затем и более
длинные последовательности, составляющие слова и даже словосочетания. Формирование О. е. в.,
основанное на объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов с учетом
смысловых связей между ними, дает выигрыш в скорости восприятия, разгружает оперативную память
(см. Память оперативная, Укрупнение).
ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ (англ. operative information unit)
— образы,
понятия, суждения и сложные движения, протекающие целостно под влиянием одного «пускового»
импульса. Г. М. Зараковский (1966) рассматривает О. е. и. как одно логическое условие, которое
фигурирует как информационная единица в процессе формирования или выбора решения. О. е. и.
динамичны; их состав и объем относительно устойчивы лишь в пределах данного трудового процесса и
у данного человека. См. Алгоритмическое описание деятельности оператора. (Т. П. Зинченко.)
ОПЕРАТИВНОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ (англ. operative visual field)
часть поля зрения, одноактно
или одномоментно воспринимаемая (опознаваемая) человеком-оператором.
Существование О. п. з.
связано с многоканальностью зрительной системы, обеспечивающей одновременный прием
информации из разных участков поля зрения. Величина О. п. з. является функцией многих переменных.
Главные из них: установка, колебание внимания,
характер зрительной задачи, пространственные
свойства объекта восприятия. Величина О. п. з. в каждом отдельном случае определяется
особенностями деятельности субъекта.
ОПЕРАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ПАМЯТИ (англ. operative memory units)
— образы более или
менее сложных сочетаний элементов материала, которые конструируются при выполнении действия в
результате активных преобразований материала в соответствии со стоящими перед человеком
задачами. О. е. п. могут отражать объект и условия действия с разной полнотой и глубиной, т. е. быть в
разной степени адекватными содержанию задачи. Это позволяет говорить о разных уровнях О. е. п.
Единицы низшего уровня отражают внешние, эмпирически выделяемые свойства материала, учет
которых едва обеспечивает достижение цели действия. На основе учета наиболее существенных,
закономерных свойств материала формируются оптимальные О. е. п., в наибольшей степени адекватные
решаемой задаче. Между этими крайними полюсами располагается гамма единиц промежуточного
уровня, в основе которых лежит все более полное отражение существенных свойств материала. Как
показали исследования Г. В. Репкиной (1965), уровень О. е. п. не является константным свойством
Hosted by uCoz