Navigation bar
  Print document Start Previous page
 324 of 640 
Next page End  

дооперациональное мышление (2-7 лет), стадия конкретных операций (7-11 лет), стадия формальных
(или пропозициональных) операций (от 11-12 до 14-15 лет).
Пиаже различает операции логические, или логико-математические (классификация и сериация
изолированных объектов), и операции инфралогические,
или пространственно-временные (анализ и
синтез самого объекта). См. Группировка, Женевская школа генетической психологии.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ (англ. operationalism) одна из форм неопозитивистской методологии
науки, развитая известным англ.-амер. физиком П. Бриджменом (Нобелевская премия по физике, 1946).
О. недооценивает роль абстракции и абстрактного мышления и переоценивает роль опыта. Бриджмен
считал, что научные понятия надо определять не через др. понятия, а операционально, через
определенную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе
исследований. Так, Бриджмен отождествлял понятие длины с операциями измерения длины. Позже
Бриджмен расширил круг допустимых операций, включив умственные операции (вербальные операции
и манипуляции с символами). При этом неопределенным остается само понятие операций, а также
принцип их отбора и применения в той или иной области знания. Тем самым понятия, являющиеся по
своей сущности формами обобщенного отражения объективной реальности, превращаются в
производное собственной деятельности исследователя. О. оказал значительное влияние на зарубежных,
особенно амер., бихевиористски ориентированных психологов (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Начиная с
1940-х гг. влияние О. ослабевает.
ОПЕРАЦИЯ (в психологии) (англ. operation).
1. О. — одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными
условиями достижения целей, т. е. с задачей.
А. Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель,
соотносимая с действием, м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано
разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.
Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом
действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия,
обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. — это результат обучения, овладения
общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в
счетах оформлены счетные операции). Сознательная О. первоначально формируется в качестве
сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для
умственных О.), однако не всякая О. — сознательная.
2. Согласно взглядам Ж. Пиаже, О. — это интериоризованные обратимые и скоординированные
в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления.
Развитие
операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при
этом закону целостности. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка
понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и
т. д. Подробнее см. Операции интеллектуальные.
ОПЕРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (англ. technological operation)
наименьшая
относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой
производственной целью на одном рабочем месте одним рабочим или группой при помощи однотипных
инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов (см. Приемы трудовые).
С
психологической т. зр. О. п. — это предметное действие, процесс переработки информации о текущем
состоянии объекта (заготовки, полуфабриката) для осуществления целесообразных (преобразующих,
управляющих) воздействий на него. О. п. делятся на основные (направлены на заданное
преобразование деталей) и вспомогательные (обеспечивают условия для такого преобразования).
Анализ О. п., выполняемых одним человеком, осуществляется преимущественно
психофизиологическими, а группой людей — социально-психологическими методами. Полученные
данные — характер раздражителей (модальность,
сенсорные характеристики), осуществляющих
сигнальную функцию при выполнении О. п., пространственные характеристики (особенности
двигательного маршрута рабочих органов), оптимальный темп работы, факторы, определяющие
отношение рабочего к О. п. (содержательность, сложность, повторяемость), и т. д. — используются при
проектировании О. п.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Дильтей В., Понимающая психология.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ (англ. recognition features, identification cues)
совокупность свойств объекта, на основании которых производится опознание этого объекта как
относящегося к определенному классу. В ходе онтогенетического и функционального развития
Hosted by uCoz