дооперациональное мышление (2-7 лет), стадия конкретных операций (7-11 лет), стадия формальных
(или пропозициональных) операций (от 11-12 до 14-15 лет).
Пиаже различает операции логические, или логико-математические (классификация и сериация
изолированных объектов), и операции инфралогические,
или пространственно-временные (анализ и
синтез самого объекта). См. Группировка, Женевская школа генетической психологии.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ (англ. operationalism) одна из форм неопозитивистской методологии
науки, развитая известным англ.-амер. физиком П. Бриджменом (Нобелевская премия по физике, 1946).
О. недооценивает роль абстракции и абстрактного мышления и переоценивает роль опыта. Бриджмен
считал, что научные понятия надо определять не через др. понятия, а операционально, через
определенную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе
исследований. Так, Бриджмен отождествлял понятие длины с операциями измерения длины. Позже
Бриджмен расширил круг допустимых операций, включив умственные операции (вербальные операции
и манипуляции с символами). При этом неопределенным остается само понятие операций, а также
принцип их отбора и применения в той или иной области знания. Тем самым понятия, являющиеся по
своей сущности формами обобщенного отражения объективной реальности, превращаются в
производное собственной деятельности исследователя. О. оказал значительное влияние на зарубежных,
особенно амер., бихевиористски ориентированных психологов (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Начиная с
1940-х гг. влияние О. ослабевает.
ОПЕРАЦИЯ (в психологии) (англ. operation).
1. О. одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными
условиями достижения целей, т. е. с задачей.
А. Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель,
соотносимая с действием, м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано
разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.
Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом
действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия,
обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. это результат обучения, овладения
общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в
счетах оформлены счетные операции). Сознательная О. первоначально формируется в качестве
сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для
умственных О.), однако не всякая О. сознательная.
2. Согласно взглядам Ж. Пиаже, О. это интериоризованные обратимые и скоординированные
в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления.
Развитие
операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при
этом закону целостности. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка
понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и
т. д. Подробнее см. Операции интеллектуальные.
ОПЕРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (англ. technological operation)
наименьшая
относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой
производственной целью на одном рабочем месте одним рабочим или группой при помощи однотипных
инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов (см. Приемы трудовые).
С
психологической т. зр. О. п. это предметное действие, процесс переработки информации о текущем
состоянии объекта (заготовки, полуфабриката) для осуществления целесообразных (преобразующих,
управляющих) воздействий на него. О. п. делятся на основные (направлены на заданное
преобразование деталей) и вспомогательные (обеспечивают условия для такого преобразования).
Анализ О. п., выполняемых одним человеком, осуществляется преимущественно
психофизиологическими, а группой людей социально-психологическими методами. Полученные
данные характер раздражителей (модальность,
сенсорные характеристики), осуществляющих
сигнальную функцию при выполнении О. п., пространственные характеристики (особенности
двигательного маршрута рабочих органов), оптимальный темп работы, факторы, определяющие
отношение рабочего к О. п. (содержательность, сложность, повторяемость), и т. д. используются при
проектировании О. п.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ см. Дильтей В., Понимающая психология.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ (англ. recognition features, identification cues)
совокупность свойств объекта, на основании которых производится опознание этого объекта как
относящегося к определенному классу. В ходе онтогенетического и функционального развития
|