Navigation bar
  Print document Start Previous page
 325 of 640 
Next page End  

перцептивных процессов происходит постоянное выделение новых О. п., обеспечивающих целостное
опознание сложных объектов, не выступавших ранее как психологическое целое. Существенную
проблему представляет изменение О. п. при переходе от последовательного, сукцессивного опознания к
симультанному. См. Перцептивные действия, Признак, Узнавание.
ОПОЗНАНИЕ (англ. recognition)
— процесс перцептивной категоризации, отнесения
воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе опознавательных признаков. Син.
распознавание, (иногда) узнавание и идентификация.
Согласно Дж. Брунеру, операция О. («движение
от признаков к категориям»)
— одна из главных характеристик всякого восприятия и может
осуществляться непроизвольно и неосознанно (см. Категориальность восприятия).
Благодаря О.
происходит преобразование воздействующих на органы чувств внешних сигналов в осмысленные
перцептивные образы. Один из способов О. — сравнение совокупности свойств объекта с прототипами
и эталонами, хранящимися в памяти (см. Теория прототипа, Теория эталона).
В О. участвуют
сенсорный анализ, процессы памяти и (в некоторых случаях) мышления. (См. Шаг Геффдинга.)
Обычно О. происходит достаточно легко и успешно: мы опознаем, напр., букву «А» вне
зависимости от ее размеров, написания, цвета, пространственного положения и пр. Большую роль в
процессе О. играют ожидания (перцептивные гипотезы),
формирующиеся у наблюдателя благодаря
знакомству с контекстом. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов совершается
постоянное выделение новых опознавательных признаков, обеспечивающих О. сложных объектов, не
выступавших ранее как одно целое.
Различают симультанное (одномоментное) О., осуществляемое как мгновенное «схватывание»
системы признаков, и сукцессивное (развернутое) О., являющееся результатом последовательного
обследования элементов и свойств объекта. Важное значение имеет О. в структуре деятельности
человека-оператора при приеме информации,
в связи с чем оно широко изучается инженерными
психологами и служит одним из критериев эргономической оптимизации средств и способов
отображения информации (см. Информационная модель).
О нарушениях О. см. Агнозия.
(И. А.
Мещерякова.)
ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ (англ. recognition memory)
— форма памяти,
основанная на
отождествлении воспринимаемого объекта или события с одним из эталонов, записанных в памяти;
оценивается в процедурах узнавания и опознания.
Установлено, что продуктивность этих процедур
обычно выше продуктивности воспроизведения. Имеются экспериментальные данные об успешном
узнавании после однократного предъявления нескольких тысяч слайдов (Л. Стендинг, 1973). В
соответствии с моделью, предложенной Р. Аткинсоном (1980), принятие решения в О. п. основывается
на величине знакомости объекта (быстрый ответ); если, однако, значение знакомости не дает
достаточной информации для уверенного ответа, производится развернутый поиск в памяти. (Т. П.
Зинченко.)
ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ (англ. mediation).
О. психики в самом общем смысле слова «О.»
означает включенность всех психических актов (функций, процессов) в культурный контекст жизни и
деятельности индивида. (Иногда синонимично применяется слово «опосредование».) В качестве
средств выступают орудия труда, утварь, знаки, слова (язык), символы, овеществленные смыслы, мифы,
культура в целом. Имеются и персонифицированные посредники
медиаторы.
Августин назвал
Иисуса Христа Главным Медиатором между Богом и людьми. Персонифицированными посредниками,
напр., между ребенком и миром, в т. ч. миром культуры, являются родители, учителя.
О. в более узком смысле состоит в том, что все психические акты взаимоопосредствуют друг
друга, каждый испытывает на себе влияние других, поэтому выделение к.-л. одного из них в сколько-
нибудь чистом виде представляет собой проблему для экспериментальной психологии. Применительно,
напр., к памяти это означает, что она испытывает на себе не только влияние самых разнообразных
внешних средств от узелка, завязанного «на память», до компьютера и шпаргалки, но и от др.
психических процессов, напр. внимания, мышления, эмоций и пр. В свою очередь, память также
выступает в качестве средства поведения,
деятельности, протекания др. психических процессов. Т. о.,
перцептивный, мнемический, интеллектуальный и др. акты могут выступать либо в качестве цели, либо
средства. В 1-м случае они необходимо опосредствованы, во 2-м — опосредствующи. Самое интересное
и трудное для исследования, что обе формы О., так сказать, пассивная и активная, вполне совместимы
одна с др. во времени. Их относительно раздельное изучение возможно лишь в перспективе развития
психических процессов. См. также Знаковое опосредствование. (В. П. Зинченко.)
ОПОСРЕДСТВЕННАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. mediate and immediate
memories)
виды памяти,
различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в
Hosted by uCoz