Представители гештальт-психологии (В. К¸лер,
К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин и др.)
подвергли критике положения ассоцианизма о смежности элементов во времени и пространстве как
условии возникновения ассоциаций. Они полагали, что в основе образования ассоциаций лежит закон
целостности. Целое не сводится к простой сумме элементов; целостное образование
гештальт
первично по отношению к входящим в него элементам. В качестве ведущего условия запоминания
гештальт-психологи рассматривали структуру материала. Поэтому для запоминания неорганизованного,
бессмысленного материала, необходимо дополнительное исходное условие намерение субъекта (см.
Интенция).
Однако рассматривая организацию, структуру материала, как главный объяснительный
принцип, в частности для теории памяти, представители этого направления упустили из виду наиболее
важную сторону процесса построения и закрепления образа собственную деятельность человека.
Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия
элементов, сколько действие человека, обнаруживающего эти сходства и различия.
В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложились
личностные теории П., которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов П.,
особенно сохранения. Это такие факторы, как активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также
сопровождающие протекание процессов П. эмоции.
Коренные изменения в теоретических представлениях о П. и в ее экспериментальном изучении
возникли на основе идеи социальной природы П. человека и возможности социального управления ее
процессами. В работах П. Жане (1928), Л. С. Выготского и А. Р. Лурия (1930), А. Н. Леонтьева (1931),
Ф. Бартлетта (1932) процессы П. начинают пониматься как социальная форма поведения,
специфическое социально управляемое действие. Идея о социальной природе П. получила дальнейшее
развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов П. явились
сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно
развернутые в работах П. И. Зинченко (1939, 1961) и А. А. Смирнова (1948).
П. включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления,
ее виды и типы чрезвычайно многообразны (см. Памяти виды, Памяти типы).
По характеру
психической активности, преобладающей в деятельности, различают П. двигательную, эмоциональную,
образную и словесно-логическую.
По характеру целей деятельности выделяют П. непроизвольную и
произвольную (см. Непроизвольное запоминание, Произвольное запоминание).
Непроизвольная П.
занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит
без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной: ее формирование
предшествует формированию и развитию произвольной П., которая позволяет запоминать с
необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент.
По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память
сенсорная), кратковременную и долговременную П. Кратковременная П. является лабильной фазой П.,
которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (см. Памяти
морфологический субстрат, Памяти физиологические механизмы).
Долговременная П. стабильная
фаза, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в
процессе их консолидации. Процесс консолидации является непременным условием последующих
структурных изменений. Установлено, что общее время консолидации следов памяти (мнемических
следов) колеблется в пределах от 10-15 с до 20-30 мин. Деление П. на кратковременную и
долговременную не является общепринятым. С т. зр. некоторых авторов (А. Мелтон, 1963; Л. Постман,
1964), П. есть единый процесс, который представляется различным при его исследовании с помощью
разных экспериментальных приемов. Тем не менее существует достаточно фактов, подтверждающих
конструктивность и полезность различения кратковременной и долговременной П. Одной из
альтернатив теории двойственности П. является теория уровней переработки информации (М. Познер,
1969). В этой теории кратковременная и долговременная П. рассматриваются как процессы,
допускающие возможность различных способов кодирования информации.
Основные процессы П.: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
Запоминание главный процесс П., от него во многом зависят полнота, точность, последовательность
воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение
осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает
как непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения
определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что
наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий
материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень
|