Navigation bar
  Print document Start Previous page
 341 of 640 
Next page End  

участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для
достижения предстоящих целей.
Одним из направлений психологии, в русле которого выполнено большое количество работ по
изучению П., является информационный подход,
позволивший найти количественную меру
запоминаемого материала — количество информации. Установлено, что объем кратковременной П.
определяется количеством символов независимо от содержащейся в них информации. С этим фактом
связывается проблема кодирования информации: важно кодировать запоминаемый материал
символами, содержащими много информации. Проблема кодирования поставлена и в контексте
изучения оперативной П. (см. Память оперативная)
— как исследование способов преобразования
материала при его оперативном запоминании. В связи с информационным анализом процесса
запоминания широко изучены многообразные способы переработки информации в П., намечена
определенная структура, т. е. общий состав и последовательность операций и действий мнемической
деятельности.
Трактовка П. как определенным образом организованной системы познавательных и
собственно мнемических действий позволила выявить и, в известной мере, сблизить операциональный
состав мыслительной и мнемической деятельности. Ж. Пиаже и Б. Инельдер приходят к выводу, что
организация П. изменяется в зависимости от уровня схем мышления и прогрессирует вместе с
интеллектом индивида. Образы П. составляют основной материал мышления. Л. М. Веккер (1998)
говорит об интегративной функции П: она интегрирует не только отдельные когнитивные единицы
(перцепты, концепты и пр.), но и различные когнитивные процессы — сенсорные, перцептивные,
мыслительные — в целостную систему интеллекта.
В последние десятилетия в русле когнитивной
психологии изучается операциональный состав кратковременной и оперативной П. Это стало
возможным благодаря разработке микроструктурного подхода к исследованию познавательных
процессов (см. Метод микроструктурного анализа).
Микроструктурные методы исследования
позволили раскрыть содержание отдельных функциональных блоков, участвующих в обработке
информации в кратковременной П. Особенно большое значение имеет анализ семантических
преобразований информации, осуществляющихся в кратковременной П.
Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности
запоминания (см. Памяти типы). Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и
торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами свойства
н. с.
изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. См. Прочность запоминания,
Развитие памяти. (Т. П. Зинченко.)
ПАМЯТЬ БУФЕРНАЯ (англ. buffer)
один из уровней иерархической системы
преобразования входной информации; блок информационных моделей, нередко отождествляемый с
кратковременной памятью или с ее частью. П. б. загружается из долговременной памяти единицами
«внутренней информацией» в виде сенсорных или перцептивных эталонов, гипотез и т. д., которые
используются для опознания и обработки входной информации. В П. б. происходит выделение в
объекте информативных признаков в связи с выдвинутыми перцептивными гипотезами, интерпретация
и категоризация поступившей в него информации, перевод этой информации на язык оперативных
единиц восприятия,
которыми владеет наблюдатель, осуществляется оценка и отбор полезной
информации, детерминированные целью деятельности, ожиданием, установками субъекта. Емкость П.
б. зависит от содержания информации. Так, для букв она составляет 10-12 единиц, для образной
информации она не ограничена. Скорость обработки информации в П. б. — 10-15. мс на символ. Ч.
Эриксен и Т. Спенсер (1969) установили, что в П. б. может функционировать фильтрующий механизм,
который задерживает несущественную информацию и отбирает информацию, релевантную
выполняемой субъектом задачи. (Т. П. Зинченко.)
ПАМЯТЬ ДУШИ (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от
исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция,
предание, культура,
которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и желания индивида,
усваиваются с молоком матери, с родным языком, обычаями и пр. П. д. обогащает и собственный опыт,
в т. ч. то, что называется откровением, озарением. Она, как и память традиции, по сравнению с
исторической памятью более прочна и знает сослагательное наклонение, ориентирована на будущее,
надеется на него, часто из последних сил сопротивляется истории, которая стремится ее разрушить,
претерпевает, преодолевает историю. В каждом новом поколении людей П. д. возрождается, ибо в
каждом из них находятся хранители очага, испытывающие «любовь к родному пепелищу, любовь к
отеческим гробам».
Благодаря таким людям, обладающим скромной и неодолимой душой,
а вовсе не
школьной истории, не прерывается связь времен, и эстафета человечности передается через самые
Hosted by uCoz