участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для
достижения предстоящих целей.
Одним из направлений психологии, в русле которого выполнено большое количество работ по
изучению П., является информационный подход,
позволивший найти количественную меру
запоминаемого материала количество информации. Установлено, что объем кратковременной П.
определяется количеством символов независимо от содержащейся в них информации. С этим фактом
связывается проблема кодирования информации: важно кодировать запоминаемый материал
символами, содержащими много информации. Проблема кодирования поставлена и в контексте
изучения оперативной П. (см. Память оперативная)
как исследование способов преобразования
материала при его оперативном запоминании. В связи с информационным анализом процесса
запоминания широко изучены многообразные способы переработки информации в П., намечена
определенная структура, т. е. общий состав и последовательность операций и действий мнемической
деятельности.
Трактовка П. как определенным образом организованной системы познавательных и
собственно мнемических действий позволила выявить и, в известной мере, сблизить операциональный
состав мыслительной и мнемической деятельности. Ж. Пиаже и Б. Инельдер приходят к выводу, что
организация П. изменяется в зависимости от уровня схем мышления и прогрессирует вместе с
интеллектом индивида. Образы П. составляют основной материал мышления. Л. М. Веккер (1998)
говорит об интегративной функции П: она интегрирует не только отдельные когнитивные единицы
(перцепты, концепты и пр.), но и различные когнитивные процессы сенсорные, перцептивные,
мыслительные в целостную систему интеллекта.
В последние десятилетия в русле когнитивной
психологии изучается операциональный состав кратковременной и оперативной П. Это стало
возможным благодаря разработке микроструктурного подхода к исследованию познавательных
процессов (см. Метод микроструктурного анализа).
Микроструктурные методы исследования
позволили раскрыть содержание отдельных функциональных блоков, участвующих в обработке
информации в кратковременной П. Особенно большое значение имеет анализ семантических
преобразований информации, осуществляющихся в кратковременной П.
Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности
запоминания (см. Памяти типы). Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и
торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами свойства
н. с.
изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. См. Прочность запоминания,
Развитие памяти. (Т. П. Зинченко.)
ПАМЯТЬ БУФЕРНАЯ (англ. buffer)
один из уровней иерархической системы
преобразования входной информации; блок информационных моделей, нередко отождествляемый с
кратковременной памятью или с ее частью. П. б. загружается из долговременной памяти единицами
«внутренней информацией» в виде сенсорных или перцептивных эталонов, гипотез и т. д., которые
используются для опознания и обработки входной информации. В П. б. происходит выделение в
объекте информативных признаков в связи с выдвинутыми перцептивными гипотезами, интерпретация
и категоризация поступившей в него информации, перевод этой информации на язык оперативных
единиц восприятия,
которыми владеет наблюдатель, осуществляется оценка и отбор полезной
информации, детерминированные целью деятельности, ожиданием, установками субъекта. Емкость П.
б. зависит от содержания информации. Так, для букв она составляет 10-12 единиц, для образной
информации она не ограничена. Скорость обработки информации в П. б. 10-15. мс на символ. Ч.
Эриксен и Т. Спенсер (1969) установили, что в П. б. может функционировать фильтрующий механизм,
который задерживает несущественную информацию и отбирает информацию, релевантную
выполняемой субъектом задачи. (Т. П. Зинченко.)
ПАМЯТЬ ДУШИ (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от
исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция,
предание, культура,
которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и желания индивида,
усваиваются с молоком матери, с родным языком, обычаями и пр. П. д. обогащает и собственный опыт,
в т. ч. то, что называется откровением, озарением. Она, как и память традиции, по сравнению с
исторической памятью более прочна и знает сослагательное наклонение, ориентирована на будущее,
надеется на него, часто из последних сил сопротивляется истории, которая стремится ее разрушить,
претерпевает, преодолевает историю. В каждом новом поколении людей П. д. возрождается, ибо в
каждом из них находятся хранители очага, испытывающие «любовь к родному пепелищу, любовь к
отеческим гробам».
Благодаря таким людям, обладающим скромной и неодолимой душой,
а вовсе не
школьной истории, не прерывается связь времен, и эстафета человечности передается через самые
|