Navigation bar
  Print document Start Previous page
 351 of 640 
Next page End  

интеллекта (IQ); является рационально обоснованным подходом к конструированию теста
интеллекта как комплексной тестовой батареи, но недооценивает взаимосвязи между П. и. с. (Б. М.)
ПЕРВИЧНЫЕ (ЕДИНИЧНЫЕ) ЦВЕТА (англ. primary colors)
цвета, число которых
необходимо и достаточно, чтобы путем смешения получить любой воспринимаемый цвет, причем ни
один из первичных нельзя получить смешением остальных первичных цветов (см. Аддитивное
смешение цветов, Законы смешения цветов, Смешение цветов).
МКО, основываясь на
трехкомпонентной теории цветового зрения Юнга—Гельмгольца, приняла за первичные 3
монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436 нм). В двухкомпонентной
теории Е. Н. Лэнда первичны 2 широкие полосы спектра из длинноволновой и коротковолновой части.
(Ч. А. Измайлов.)
ПЕРЕМЕННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ — см. Постоянный раздражитель.
ПЕРЕНОС (англ. transfer)
— улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого
действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого; соответственно различают
положительный и отрицат. П. (проактивное облегчение и торможение). Нередко термин «П.»
употребляется только в значении «облегчение», что, вероятно, связано с количественным
преобладанием исследований этого эффекта. В еще более узком смысле «П.» понимается как ускорение
процесса выработки одного навыка под влиянием приобретения др. Внешне эти навыки м. б.
совершенно не похожи друг на друга (напр., езда на велосипеде и бег на коньках), но иметь при этом
скрытое общее свойство (сохранение динамического равновесия), которому соответствует один и тот
же автоматизм. Ср. Интерференция навыков. (А. И. Назаров.)
ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ (англ. information processing by human
operator)совокупность когнитивных процессов, с помощью которых человек-оператор осуществляет
преобразование воспринятой информации об объекте управления в целесообразное воздействие на него.
О П. и. о. говорят в тех случаях, когда между стимулом (воспринятым сигналом) и реакцией
(воздействием на объект) не существует жесткой однозначной связи (т. е. за тем или иным стимулом не
закреплена единственная заученная реакция); когда для выработки управляющего воздействия
необходимы: анализ воспринятой информации, привлечение дополнительной информации (из
прошлого опыта или путем ее активного поиска в наличной ситуации), сопоставление всей полученной
информации и способа действия. См. также Информационный поиск, Прием информации.
В зависимости от сложности объекта управления, задач оператора, используемых систем
кодирования П. и. о. может осуществляться на разных уровнях (на уровне ощущений и восприятий,
представлений, рече-мыслительных процессов).
Обычно исследуются след. характеристики процессов П. и. о.: 1)
функциональные
структуры процессов, обеспечивающих конкретные функции П. и. о., оценку, принятие решения,
планирование и т. д. (см. Оператора мышление); 2) операциональные — описание П. и. о. через
функционирование либо психологических (аналитико-синтетическая деятельность), либо формальных,
либо семантических, синтаксических операций (возможны и др. аспекты операционального анализа); 3)
количественные определяемые обычно на основе алгоритмического или теоретико-
информационного подхода (количественные определения получены лишь для относительно
элементарных процессов П. и. о.). См. Алгоритмическое описание деятельности оператора.
(В. М.
Мунипов.)
ПЕРИМЕТРИЯ — см. Поле зрения.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. levels of human mental development)
принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе,
основанный на выделении качественно
отличающихся ступеней (стадий, периодов). В стадиальных концепциях этого типа смена стадий
полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В
зависимости от своих теоретических установок сторонники П. п. р. подразделяют процесс психического
развития на большее или меньшее число стадий. Так, сторонник биогенетического закона амер.
психолог С. Холл считал, что онтогенез психики в целом повторяет ее филогенез,
и выделял стадии
младенчества, дошкольного детства, среднего детства, предподросткового возраста и отрочества,
соответствующие животной стадии развития психики, дикости, варварству, началу цивилизации, эпохе
романтизма. У Ж. Пиаже
основой периодизации является характеристика интеллекта (напр., стадия
сенсомоторного интеллекта,
стадия дооперационального мышления,
стадия конкретных операций,
стадия формальных операций и т. д.); у З. Фрейда — объект либидо (оральная стадия, анальная стадия,
фаллическая, латентная и генитальная стадии); у Э. Эриксона — личностная целостность, выражающая
отношение центральной задачи возраста и средств и способов ее разрешения (стадии инкорпорации,
Hosted by uCoz