автономности и т. д., всего 8 стадий, охватывающих весь цикл жизни). См. Возраст.
П. П. Блонский в качестве критерия П. п. р. использовал косвенный признак дентицию
(появление и смену зубов) и выделял беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство.
Основы собственно П. п. р. в отечественной психологии заложил
Л. С. Выготский:
для
него
критерием были центральные (основные) психологические новообразования, характерные для каждой
стадии; кроме того, стадия характеризуется устойчивой адекватной возрасту социальной ситуацией
развития. Выделяются след. этапы развития: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст,
младший школьный, подростковый, юношеский. Стабильные (литические) возрасты разделены
кризисными (см. Кризисы возрастные), в которые происходит смена социальной ситуации развития.
Д. Б. Эльконин развил эти положения, обосновав свою П. п. р. сменой ведущих типов
деятельности (см. Ведущая деятельность)
и выделив разные по содержанию стадии эпохи, фазы,
периоды. Выделены 2 типа фаз возрастного развития фазы освоения мотивационной стороны
человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности. В
соответствии с этим дошкольный возраст (возраст овладения смыслами человеческой деятельности в
игре)
и младший школьный возраст (когда происходит овладение средствами мыслительной
деятельности в учебной деятельности) составляют 2 фазы единой эпохи детства.
В рамках культурно-исторической теории существуют и др., менее известные, периодизации.
Они базируются на периодизации Выготского и отличаются от нее и друг друга признаком, лежащим в
основе различения стадий. Так, А. В. Петровский указывает на характеристики «значимого другого»,
рассматривая в качестве основного признак референтности.
П. п. р. преимущественно относятся к психическому развитию в детстве, поскольку достижение
зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом
возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой
периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных П. п. р.
закономерно отражают многомерность самого процесса развития. (К. Н. Поливанова.)
ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ (англ. peripheral vision)
зрение,
осуществляемое
периферическими областями сетчатки. Свет от предмета, попадающий на периферию сетчатки,
позволяет г. о. обнаружить предмет, определить некоторые его свойства (размеры, движение и др.).
Границы поля зрения,
в пределах которых можно одновременно воспринять 2 предмета, для
бинокулярного зрения составляют 120°. П. з. характеризуется более низкой остротой зрения по
сравнению с центральным: по мере удаления от центральной ямки сетчатки острота зрения быстро
падает; снижается также и цветовая чувствительность. Наибольшая чувствительность П. з. отмечается
для белого цвета; остальные цвета располагаются в след. последовательности: оранжевый, голубой,
красный, зеленый, фиолетовый. В то же время П. з. более чувствительно к мельканиям объекта, и
критическая частота слияния мельканий на периферии сетчатки выше, чем в центральной области
поля зрения. Границы П. з. измеряются с помощью приборов, называемых периметрами. (Т. П.
Зинченко.)
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (от лат. perseveratio
упорство) навязчивое повторение одних и тех же
движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.
Моторные П. возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга
и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании
букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и
нижележащих подкорковых структур и носит название «элементарной» моторной П. (по
классификации А. Р. Лурия, 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр.,
в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П.
наблюдается при поражении префронтальных отделов коры головного мозга и называется «системной»
моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П.,
которые возникают как
одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же
слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних
отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).
Сенсорные П. возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде
навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности
последействия соответствующих раздражителей.
Интеллектуальные П. возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого
полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций.
Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий,
|