процессе достижения детьми успехов в ней.
Обретенные в общении, П. д. на признание со стороны взрослых и сверстников становятся
позитивным достижением социального развития ребенка, организующим его активную позицию к
окружающим и самому себе. Однако П. д. как позитивным достижениям могут сопутствовать такие
негативные образования, как, напр., зависть, лживость.
См. Уровень притязаний личности, Аффект
неадекватности. (В. С. Мухина.)
ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (от лат. pro приставка в значении «перед») вперед
действующее торможение,
затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей
деятельности.
Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей деятельности сходства с
последующим процессом запоминания.
Совместным действием П. т. и реактивного торможения объясняется более быстрое забывание
середины заучиваемого материала (в случае его обширности и однородности по содержанию), чем
начала и конца, т. к. средние части материала испытывают на себе тормозящее влияние
предшествующих и последующих его частей. Ср. Позиционная кривая.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ см. Задача, Проблемное обучение.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. problem education)
система методов и средств,
обеспечивающих возможности творческого участия уч-ся в процессе усвоения новых знаний,
формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. П. о. возникло в истории
педагогики как реакция на схоластические методы обучения, как ответ на систему методов,
использующих в качестве основных тренировку и запоминание без понимания усваиваемого учебного
материала. В истории педагогики П. о. имело различные названия сократический метод обучения
(по имени древнегреч. философа Сократа), эвристический метод обучения, исследовательское
обучение и др. И в современной педагогике существуют различные названия П. о. Наиболее
распространенными являются: исследовательское и П. о. Понятие исследовательского метода обучения
было особенно распространенным в 1920-х гг. и основывалось на представлении об обучении, как
воспроизводящем реальные открытия, имевшие место в истории культуры.
Центральным звеном развития П. о. явилось представление о таком процессе в обучении,
который имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание
проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.
Проблемной называется такая ситуация выполнения практического или теоретического
задания, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает потребность в
новых знаниях. Возникающая познавательная потребность вызывает и определяет познавательную
активность личности в обучении. Она является основным звеном, из которого в дальнейшем обучении
развиваются познавательные и профессиональные интересы человека. Процесс усвоения новых знаний
осуществляется в системе П. о. как субъективное открытие их уч-ся в помощью преподавателя. Т. о., в
системе П. о. 2 главных условия: 1) возникновение познавательной потребности у каждого уч-ся в
усваиваемом учебном материале; 2) субъективное открытие новых обобщенных знаний, необходимых
для выполнения практических или теоретических задач.
П. о. получило свое название по одному из центральных звеньев обучения мотивационному,
творческому звену. Это звено не единственное. Поэтому система П. о. в целом включает
информационные и тренировочные этапы обучения. Они предполагают усвоение известных знаний, не
требующих в процессе усвоения обязательной творческой активности личности. К таким знаниям
относятся системы сведений о фактах науки, определения, обозначения, способы вычислений и др.
Тренировочные этапы составляют необходимое звено формирования в обучении простых и сложных
профессиональных навыков. Процесс обучения в этих случаях осуществляется по законам тренировки,
включающим повторение выполняемого действия и контроль за успешностью его выполнения. Общий
объем проблемно усваиваемого материала зависит от типа учебного предмета и уровня развития уч-ся.
Для теоретических систем знаний возможности П. о. выше, чем для профессионально-практических.
В зависимости от уровня теоретической подготовленности уч-ся по степени проблемности
различают 3 основных уровня П.
о.: проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит
проблему и находит ее решение; П. о., при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения
осуществляется совместно с уч-ся; творческое обучение, предполагающее активное участие уч-ся в
формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при
организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.
П. о. реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используют
преподаватели в процессе обучения. Источниками таких заданий, вызывающих проблемные ситуации в
|