Navigation bar
  Print document Start Previous page
 379 of 640 
Next page End  

обучении, являются история науки и промышленности, экстремальные ситуации профессиональной
деятельности, альтернативные методы решения профессиональных задач. Общее условие успешности
реализации П. о. — высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в постановке
проблем такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям уч-ся и
организации активной познавательной работы каждого.
Показатель эффективности П. о. — это существенное повышение качества усвоения учебного
материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности.
Отдаленным показателем эффективности П. о. является формирование творческих способностей (см.
Креативность)
и
познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования.
См.
Эвристика, Эвристическая педагогика.
ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ (англ. testing of statistical hypotheses)
установление согласия выборочных значений некоторой случайной величины с определенными
вероятностными предположениями о ее распределении. При этом формулируется проверяемое
предположение (обозначаемое обычно терминами «нулевая гипотеза», «гипотеза Н
0
») и альтернативное
ему, а все множество возможных выборок разбивается по определенному правилу (критерию) на 2
части, одна из которых объявляется критической для проверяемой гипотезы. Если наблюдаемая
выборка попадает в критическую область, проверяемая гипотеза отвергается.
Известны многочисленные критерии, статистические для сравнения средних значений, для
сравнения рассеяний и т. п. Несмотря на разнообразие критериев, существует единая логическая схема
их построений и П. с. г. См. Выборочный метод, Последовательный анализ.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. programmed instruction)
составляет систему
теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности
самостоятельного приобретения знаний и навыков различными категориями уч-ся. В настоящее время
рассматривается как одно из средств самостоятельной работы школьников. П. о. в различных
теоретических системах включало решение общей проблемы управления процессом обучения. За
рубежом были разработаны след. основные системы П. о.: линейное П. о. (Б. Ф. Скиннер)
и
разветвленное П. о. (Н. Краудер.)
Каждая из этих систем решала прежде всего вопрос об общем принципе управления, основанном
на обратной связи и подкреплении как основных регуляторах процесса усвоения. В указанных системах
П. о. принцип обратной связи был реализован в 2 формах: как управление без ошибок (линейное П. о.) и
управление на основе типичных ошибок (разветвленное П. о.).
П. о. исходило из необходимости такой максимальной индивидуализации процесса обучения,
при которой каждый уч-ся может учиться в соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем
развития, индивидуальным темпом в обучении и др. В условиях линейной системы индивидуализация
разрабатываемых учебных материалов ориентировалась на самых «слабых» учеников, а в системах
разветвленного П. о. — на основе допускаемой ошибки и последующего ее исправления «средним» уч-
ся.
Для целей П. о. были разработаны системы учебных материалов по различным учебным
предметам, в которых процесс управления обучением строился на основе предъявления уч-ся учебного
материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения.
В системах линейного П. о.
под шагом понималась возможность усвоения минимальной единицы учебной информации в процессе
решения элементарной познавательной задачи. В случае неправильного решения в последующем кадре
была представлена нужная (правильная) информация, которая обеспечивала немедленное исправление
допущенной ошибки. В разветвленных системах П. о. учебные задания были более сложные; они
составляли более или менее полную учебную задачу.
При правильном решении уч-ся получал в след.
кадре подтверждение правильности решения и указание о след. учебном задании. В случае
неправильного решения учащийся получал в след. кадре разъяснение допущенной ошибки; ему
излагались необходимые знания и давалось указание о повторном выполнении того же или сходного
учебного задания.
Результатом реализации систем П. о. явились специально разработанные программированные
учебные пособия — «самоучители» по различным учебным предметам, которые могли использоваться
для целей учебной работы различными категориями уч-ся.
В зависимости от целей обучения, специфических особенностей учебного материала, возраста
уч-ся и т. п. стали разрабатываться различные смешанные формы программированных учебных
материалов. Имеются конкретные варианты подготовки программированных материалов для их
использования в обучении с помощью различной учебной техники, в т. ч. с помощью телевидения и
Hosted by uCoz