обучении, являются история науки и промышленности, экстремальные ситуации профессиональной
деятельности, альтернативные методы решения профессиональных задач. Общее условие успешности
реализации П. о. высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в постановке
проблем такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям уч-ся и
организации активной познавательной работы каждого.
Показатель эффективности П. о. это существенное повышение качества усвоения учебного
материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности.
Отдаленным показателем эффективности П. о. является формирование творческих способностей (см.
Креативность)
и
познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования.
См.
Эвристика, Эвристическая педагогика.
ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ (англ. testing of statistical hypotheses)
установление согласия выборочных значений некоторой случайной величины с определенными
вероятностными предположениями о ее распределении. При этом формулируется проверяемое
предположение (обозначаемое обычно терминами «нулевая гипотеза», «гипотеза Н
0
») и альтернативное
ему, а все множество возможных выборок разбивается по определенному правилу (критерию) на 2
части, одна из которых объявляется критической для проверяемой гипотезы. Если наблюдаемая
выборка попадает в критическую область, проверяемая гипотеза отвергается.
Известны многочисленные критерии, статистические для сравнения средних значений, для
сравнения рассеяний и т. п. Несмотря на разнообразие критериев, существует единая логическая схема
их построений и П. с. г. См. Выборочный метод, Последовательный анализ.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. programmed instruction)
составляет систему
теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности
самостоятельного приобретения знаний и навыков различными категориями уч-ся. В настоящее время
рассматривается как одно из средств самостоятельной работы школьников. П. о. в различных
теоретических системах включало решение общей проблемы управления процессом обучения. За
рубежом были разработаны след. основные системы П. о.: линейное П. о. (Б. Ф. Скиннер)
и
разветвленное П. о. (Н. Краудер.)
Каждая из этих систем решала прежде всего вопрос об общем принципе управления, основанном
на обратной связи и подкреплении как основных регуляторах процесса усвоения. В указанных системах
П. о. принцип обратной связи был реализован в 2 формах: как управление без ошибок (линейное П. о.) и
управление на основе типичных ошибок (разветвленное П. о.).
П. о. исходило из необходимости такой максимальной индивидуализации процесса обучения,
при которой каждый уч-ся может учиться в соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем
развития, индивидуальным темпом в обучении и др. В условиях линейной системы индивидуализация
разрабатываемых учебных материалов ориентировалась на самых «слабых» учеников, а в системах
разветвленного П. о. на основе допускаемой ошибки и последующего ее исправления «средним» уч-
ся.
Для целей П. о. были разработаны системы учебных материалов по различным учебным
предметам, в которых процесс управления обучением строился на основе предъявления уч-ся учебного
материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения.
В системах линейного П. о.
под шагом понималась возможность усвоения минимальной единицы учебной информации в процессе
решения элементарной познавательной задачи. В случае неправильного решения в последующем кадре
была представлена нужная (правильная) информация, которая обеспечивала немедленное исправление
допущенной ошибки. В разветвленных системах П. о. учебные задания были более сложные; они
составляли более или менее полную учебную задачу.
При правильном решении уч-ся получал в след.
кадре подтверждение правильности решения и указание о след. учебном задании. В случае
неправильного решения учащийся получал в след. кадре разъяснение допущенной ошибки; ему
излагались необходимые знания и давалось указание о повторном выполнении того же или сходного
учебного задания.
Результатом реализации систем П. о. явились специально разработанные программированные
учебные пособия «самоучители» по различным учебным предметам, которые могли использоваться
для целей учебной работы различными категориями уч-ся.
В зависимости от целей обучения, специфических особенностей учебного материала, возраста
уч-ся и т. п. стали разрабатываться различные смешанные формы программированных учебных
материалов. Имеются конкретные варианты подготовки программированных материалов для их
использования в обучении с помощью различной учебной техники, в т. ч. с помощью телевидения и
|