ЭВМ. Такие системы получили название автоматизированных обучающих систем (АОС). В
большинстве случаев в современном обучении используются отдельные элементы П. о., а обучающая
техника используется для решения отдельных учебных задач. Наиболее разработанными вариантами
использования элементов П. о. стали: автоматизация контроля знаний уч-ся, использование учебной
техники для консультаций уч-ся; созданы и успешно используются различные типы тренажеров.
К
числу современных подходов к разработке новых систем относятся такие направления в решении
дидактических вопросов, которые предлагают создание адаптивных систем обучения, использование в
принципов проблемного обучения,
разработку оптимальных форм диалогового учебного
взаимодействия в процессе обучения с помощью ЭВМ (см. Гипертекст).
Разработка и использование
П. о. поставили новые теоретические и практические вопросы оптимальных форм управления в
обучении, обеспечили более интенсивное использование и создание специальных обучающих
устройств.
ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА (англ. Progressive Matrices Test)
тест на
наглядное и в то же время абстрактное мышление по аналогии (тест интеллекта), разработанный англ.
психологом Дж. Равеном (1938).
Каждая задача состоит из 2 частей: основного рисунка (к.-л. геометрического узора) с пробелом
в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих
фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил
бы к рисунку в целом. П. м. Р. разделяются на 5 серий по 12 матриц в каждой. Благодаря увеличению
числа элементов матриц и усложнению принципов из взаимоотношений задачи постепенно
усложняются как в пределах одной серии, так и при переходе от серии к серии. Имеется также
облегченный вариант П. м. Р., предназначенный для исследования детей и взрослых с нарушениями
психической деятельности.
П. м. Р. широко используются во многих странах как невербальные тесты умственной
одаренности (см. Одаренность общая).
По мнению сторонников концепции независимости развития
мышления от речи, П. м. Р. (как и др. невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в «чистом
виде», независимо от влияния языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается
современными исследованиями, свидетельствующими об участии внутренней речи в решении сложных
матричных задач.
ПРОДУКЦИЯ см. Модель глубинных и внешних структур языка.
ПРОЕКЦИЯ (от лат. projectio бросание вперед).
1. Психологический механизм,
заключающийся в бессознательном приписывании субъектом
имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Впервые
использовавший это понятие З. Фрейд рассматривал в качестве содержания П. социально неприемлемые
желания и тенденции, вытесненные субъектом. П. выступала у Фрейда как один из механизмов
психологической защиты (см. Защита психологическая)
от осознания наличия у себя этих тенденций.
Впоследствии, в т. ч. в работах самого Фрейда, понятие П. приобрело более расширительное
толкование, включив в себя самые разные процессы, проявляющиеся в зависимости восприятия и
понимания субъектом поведения др. людей от его собственных осознаваемых или неосознаваемых
личностных черт, мотивов и комплексов.
Наиболее широкое понимание П. определяет ее как
обусловленность восприятия человеком предметного мира и др. людей собственными потребностями и
личностными чертами.
2. Методический принцип, лежащий в основе особого класса психодиагностических методик
проективных методик или техник (см. Тесты проективные).
Для этого класса методик характерна
неопределенность стимульного материала или инструкции, приводящая к активному включению
испытуемого в процесс их интерпретации и выполнения задания. Через механизм П. на эти процессы
оказывают влияние личностные черты и мотивы испытуемого. Особенности интерпретации человеком
объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывания определенных черт и мотивов
персонажам, действующим в этих ситуациях, позволяют делать диагностические заключения о
структурах личности испытуемого, обусловивших именно такую, а не иную интерпретацию. (Д. А.
Леонтьев.)
ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛИ (англ. role-playing)
метод групповой психотерапии,
в котором
участники группы принимают роль некоторого лица (родителя, ребенка, учителя, начальника, девианта
и т. д.) для того, чтобы достичь более адекватного понимания причин и мотивов его поведения,
взглядов и состояний. В социальной психологии обнаружен значительный эффект П. р. на изменение
аттитюдов. Так, в одном из исследований (Mann L., Janis I. L., 1968), проведенном на курящих амер.
|