Имеющийся в П. эмпирический материал свидетельствует о том, что индивидуальные
особенности психики в значительной мере определяются наследственностью: т. е. существует
некоторая первичная, кодированная в генетическом аппарате человеческая индивидуальность.
Однако
крайне важно верно понять, что этот вывод реально означает. 1. Все данные П. говорят о причинах
различий (вариативности) между людьми, они не м. б. перенесены на отдельного человека, т. к. не
отвечают на вопрос о том, почему конкретный человек в данное время имеет, напр., столько-то баллов
интеллекта. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная
оценка м. б. результатом преимущественного влияния любого из этих факторов. 2. Соотношение
генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака не
фиксированная величина. Оно меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастными
особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних
стимулов и т. д. 3. Когда речь идет о психологических признаках (т. е. «количественных»), «генетически
заданное» не означает «неизменное». Даже признаки, в вариативности которых доля генетической
дисперсии высока, могут меняться как в ходе естественного развития, так и в результате специальных
воздействий. Однако чем выше генетический контроль, тем более индивидуализирована (первично,
исходно) данная функция. В педагогической практике это означает, что столь же
индивидуализированной должна быть и среда, т. к. только в этом случае обеспечивается максимальная
реализация генетически заданных возможностей.
Принято выделять среду общесемейную и индивидуальную.
Общесемейная среда различна в
разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи (напр., стиль семейной социализации:
авторитарный, демократический и т. д.). Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов
семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К
систематической индивидуальной среде относится, напр., пол ребенка, номер (порядок) его
рождения, отношения с др. членами семьи, внесемейные связи и т. д.; к несистематической болезни,
случайные события и т. д.
С возрастом соотношение генетических и 2 средовых факторов, по-видимому, закономерно
изменяется: в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в
одинаковых долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой, но начиная примерно
с препубертатного возраста (с 10 лет) роль общесемейной среды резко падает, влияния же
наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистическая оценка
доли средовых дисперсий возможна только в рамках психогенетического исследования, и в этом их
особая ценность. (И. В. Равич-Щербо.)
ПСИХОГИГИЕНА (англ. psychohygiene)
часть общей гигиены, разрабатывающая
мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. П. тесно связана с
психопрофилактикой,
главная цель которой устранение факторов, вредно отражающихся на
психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача
психопрофилактики ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний.
Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических,
но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.).
Основные задачи П.: 1) изучение влияния различных условий среды производственных,
бытовых, социальных на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта:
внедрение в практику мероприятий по укреплению н. с., повышению ее сопротивляемости вредным
воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования
психики человека; 3) пропаганда психогигиенических знаний.
Выделяют возрастную П., П. труда, быта, семьи и половой жизни, военную П., включающую
мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья личного состава армии и
повышение ее боеспособности, спортивную, космическую, изучающую условия труда космонавтов и
их состояние в космическом пространстве.
Для педагогов и уч-ся особый интерес представляет П. педагогического процесса и
умственного труда, направленная на обеспечение условий гармонического развития уч-ся и
максимальной эффективности обучения.
ПСИХОДИАГНОСТИКА (англ. psychodiagnostics;
от греч. psyche
душа + diagnosis
распознавание, определение) наука и практика постановки психологического диагноза, т. е.
выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.
Син. Психологическая диагностика.
Объектом П. могут выступать навыки, умения,
общие и
специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические
|