состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.
П. как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых
свойств. Собственной методологической основой П. выступает психометрика, в т. ч. дифференциальная
психометрика наука об измерении индивидуально-психологических различий.
Психометрика
разрабатывает технологию создания психодиагностических методик
тестов
и формулирует
набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования
надежности внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при
повторном тестировании (см. Надежность теста); валидности отражения в результатах теста
именно того свойства, для диагностики которого он предназначен (см. Валидность теста);
достоверности защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их
в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового
обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от
средних значений любого единичного показателя. Психометрические требования в разной степени
приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени к объективным тестам и личностным
опросникам (см. Опросники личностные);
в наименьшей степени к проективным техникам (см.
Тесты личности, Тесты проективные).
Предыстория П. как практики прослеживается с III тыс. до н. э., к этому периоду относятся
сведения о существовании в ряде стран Древнего Востока систем конкурсных испытаний для детей,
претендующих на гос. должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости. Однако
собственно история П. как методологии разработки научно обоснованных компактных методов
выявления индивидуальных особенностей берет нач. лишь с конца XIX в. Первые объективные
психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. были
разработаны в 1884-1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом
антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному
развитию и широкому распространению тестов, направленных на П. отдельных элементарных
психологических функций. След. этап развития П. приходится на нач. XX в. и связан прежде всего с
именем А. Бине,
положившим нач. разработке методов П. умственного развития (и умственной
отсталости), рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В. Штерном
был предложен коэффициент интеллекта (IQ) как интегральная характеристика уровня
интеллектуального развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов
измерения IQ, П. интеллекта получили широкое распространение в различных отраслях практики и
активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные техники методики П. глубинных
личностных структур, основанные на методическом принципе проекции
метод свободных
ассоциаций К. Юнга (1905) и тест Г. Роршаха (1921). Однако расцвет проективных методов начинается
с конца 1930-х гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического
консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Чуть позже в 1940-60-е
гг. наступает период расцвета личностных опросников,
первые образцы которых были созданы в
1920-е гг.
В нашей стране, начиная с работ Г. И. Россолимо (1910-е гг.), проводилась большая работа по
созданию и адаптации методов П. интеллектуального развития, распространение которых приняло в
1920-х нач. 1930-х гг. массовый и неконтролируемый характер (против чего выступали многие
психологи, в т. ч. Л. С. Выготский и П. П. Блонский.
Ред.).
Распространенная практика
некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного
вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех
исследований в области П. (см. Педология),
а также ее практического применения (постановление ЦК
ВКП(б) от 4 июля 1936). Возвращение П. в сов. психологию произошло лишь в 1960-70-х гг.
П. как прикладная отрасль психологии включает в себя помимо методического обеспечения
умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических
ситуациях (ситуация клиента, экспертизы и др.); технологию регистрации результатов обследования,
составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставления клиенту
обратной связи о результатах; профессионально-этические стандарты и требования к диагносту
(профессиональная компетентность и ответственность психодиагноста, конфиденциальность и
нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и
ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам, соблюдение принципа
благополучия клиента, право клиента на получение информации о целях и основных результатах
|