В последние годы возникло и развивается представление о гибкой системе школьного обучения,
обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей
снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих
в школу детей. По такому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) 6-
летних детей. (К. Н. Поливанова.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (от греч. psyche душа + diagnosis
распознавание) психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения
индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между
общепсихологическими исследованиями и практикой. Син. психодиагностика.
Под П. д.
подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению
разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. В
компетенцию П. д. входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как
измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и
интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Направления теоретической и методической работы в области П. д. определяются г. о. запросами
психологической практики, в соответствии с которыми формируются специфические комплексы
средств П. д., соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина,
профотбор и т. д.). Зарождение П. д. как отрасли психологической науки можно отнести к концу XIX
нач. XX в. (А. Бине,
Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, Г. Россолимо и др.). См. Измерения в психологии,
Психометрика.
В круг психодиагностических методик входят тесты (тесты интеллекта, тесты достижений,
тесты способностей,
критериально-ориентированные тесты и др.); опросники личностные,
предназначенные для выявления характеристик темперамента и характера, интересов, склонностей,
ценностных ориентаций личности; проективные техники (см. Тесты проективные),
направленные на
диагностику установок, отношений (аттитюдов),
предпочтений, фобий;
психофизиологические
методики для диагностики свойств н. с.,
определяющих динамические характеристики психических
процессов (работоспособность, темп деятельности, переключаемость с одного ее вида на др.,
помехоустойчивость); т. н. малоформализованные методики (наблюдения, беседы).
Методы П. д. должны быть стандартизованы (т. е. необходимо соблюдать единообразие в
проведении, обработке и интерпретации результатов) и отвечать критериям надежности и валидности
(см. Психодиагностика).
Предполагается, что полученные с помощью П. д. результаты будут соотноситься с какой-то
точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о 2 типах диагноза: 1)
констатирующем наличие или отсутствие признака; получаемые данные об индивидуальных
особенностях психики соотносятся с нормой (напр., при определении патологии развития) или с каким-
то критерием (напр., социально-психологическим нормативом) для выявления степени приближения к
нему и формулирования заключения о степени выраженности изучаемого качества; 2) позволяющем
находить место индивида или группы на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Для
этого требуется сравнение данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени
представленности тех или иных показателей, введения критериев разделения высокого, среднего и
низкого уровней развития изучаемых особенностей. Методики П. д. призваны достаточно быстро и
надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.
Повышение интереса к проблемам П. д. в нашей стране в последние годы во многом связано с
развитием психологической службы и появлением новой профессии практический психолог. Эти
специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в мед.
учреждениях и на предприятиях.
Можно выделить несколько областей практического применения П. д. 1. Обучение и воспитание
(напр., определение психологической готовности к школьному обучению,
выявление доминирующих
причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения,
профессиональная ориентация,
реализация индивидуального подхода и др.). 2. Профессиональный
отбор,
профобучение и профессиональная ориентация в учреждениях службы занятости, на
предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому
выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного
овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации,
стать профессионалом. 3. Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае
важной задачей П. д. является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого
|