его деятельности. См. также Детская психология.
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ см. Педагогическая психология.
ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ см. Женевская школа генетической психологии.
ПСИХОЛОГИЯ ГЛУХИХ
отрасль психологии,
изучающая закономерности психической
деятельности человека с недостатками слуха,
психологические особенности и возможности
компенсаторного развития, а также вопросы обучения, воспитания и профессиональной подготовки
людей со слуховыми нарушениями. Син. сурдопсихология (от лат. surdus глухой).
Основная задача П. г. раскрытие компенсаторных возможностей, позволяющих человеку
преодолеть воздействие недостатков слуха на психическое развитие, получить образование, участвовать
в трудовой деятельности.
Людей с нарушениями слуха делят на 3 группы: 1) глухие (глухонемые) со стойкими
двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве, не
овладевающие речью вне специального обучения; 2) поздно оглохшие, потерявшие слух в дошкольном
или школьном возрасте, в той или иной мере сохраняющие речь, сформировавшуюся до глухоты; 3)
слабослышащие (тугоухие) с частичной недостаточностью слуха (понижение до 75 дБ), с
нарушениями речевого развития.
Нарушение слуха отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом и
существенно затрудняет формирование речи и словесного мышления. См. Психология специальная.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКАЯ см. Детская психология.
ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ см. Дифференциальная психология.
ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ см. Зоопсихология.
ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ см. Индивидуальная психология.
ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ см. Инженерная психология.
ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ см. Интроспективная психология.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА (англ. psychology of art) отрасль психологии, которая изучает
закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует
особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов
и т. д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы
художественного воспитания и эстетического развития. П. и. тесно связана с психологией творчества
и эстетикой. См. Творчество, Художественные представления, Эстетическое развитие.
Добавление: Искусство на десятилетия, а то и на столетия опережает науку в познании
неживого и особенно живого. Еще более существенно, что в отличие от науки искусство порождает
живое знание (см. Знание живое).
Искусство сохраняет человеческий мир целостным. Оно если и не
предмет для подражания, то постоянное напоминание (ср.: А. С. Пушкин о поэте: Учит он
воспоминать) науке о существовании целостного неосколочного мира. Многие психологи обращались к
искусству, находя в нем подтверждение своих гипотез и стремясь найти новые. Б. М. Теплов писал, что
художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может
обойтись научная психология (см. Человекознание). Искусство, являющееся посредником между душой
и абсолютным, не только понимающее, но и создающее язык души, может помочь вернуть душу в
психологический дискурс о познании, чувстве и воле, о сознании, деятельности и личности. Не менее
важно, что П. и. вносит вклад в развитие целостных представлений о человеке, в изучение его живой
души и сознания.
В. Ф. Гумбольдт обратил внимание на то, что произведение искусства и язык, подобно человеку,
имеют свои внешние и внутренние формы. Такое же строение имеет и символ,
не только
поставляющий материал для искусства, но и конституирующий его. Живой символ, при обманчивой
простоте его внешней формы, имеет безграничное внутреннее содержание. Напр., для раскрытия
внутренней формы символа креста не хватило 2000 лет, на протяжении которых это пытаются сделать
все виды христианского искусства. Символ одновременно материален и идеален, он и вещь и идея,
поэтому лишь через символ вещь может стать идеей, а идея вещью (Флоренский П. А.).
Символ
одновременно конечен и бесконечен. В нем фиксированы все 3 цвета времени: прошлое, настоящее и
будущее, т. е. в нем заключены не только образ и идея времени, но и представление о вечности. Символ
допускает свободу понимания и интерпретации, и всегда, как и подлинное произведение искусства, как
и человек, он полностью невыразим в понятиях и недосказан. Символ, в отличие от понятия, несет в
себе не столько значения,
сколько смыслы.
Он обладает также эйдетической и духовной энергией.
Подобными свойствами обладают и произведение искусства, и сам человек. В них «духовное доступно
взорам и очертания живут» (О. Мандельштам). В произведении искусства присутствует душа
|