Спору нет, отказ от субъективного, стремление к объективности исследований принесли свои
плоды. Но м. б. настала пора расширить самое понятие объективного, включив в него субъективное.
Ухтомский давно говорил, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. В этом же
духе размышлял А. Н. Северцов, говоря, что психика фактор эволюции. Кстати, и человеческое
сознание худо-бедно ведет исторический процесс и, возможно, наивно надеется на ноосферу. Нельзя
сказать, что идея расширения объективного слишком оригинальна. Психоанализ к этому пришел давно,
сделав сновидения орудием и средством своей работы.
Расширение сферы объективного это больше, чем зона ближайшего развития П. Очень м. б.,
что в т. н. субъективном заключена тайна целостности, по которой так тосковали и тоскуют многие
психологи. Напр., выдающийся психолог современности Дж. Брунер написал в своей автобиографии:
«Я не чувствую, чтобы мои работы совершили революцию или в моем собственном мышлении, или в
состоянии наук о человеке в целом. В чем-то самом важном я чувствую себя неудачником. Я надеялся,
что П. сохранит целостность и не превратится в набор несообщающихся дисциплин. Но она
превратилась. Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она
не нашла». Такому самосознанию ученого, внесшего существенный вклад в развитие целостных
представлений о человеке, в изучение его живой души и сознания можно позавидовать. Хорошо бы
подобное самосознание стало примером для психологов XXI в. Тогда можно надеяться, что какой-
нибудь историк в XXII в. не повторит крылатую фразу начала XX в., произнесенную В. О. Ключевским:
«Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». К сожалению, XX в.
полностью оправдал это печальное заключение историка. И все же в конце ушедшего бездушного
столетия появились философы, начавшие возвращать душу в свой дискурс (М. К. Мамардашвили, Ф. Т.
Михайлов). Не пора ли и психологам последовать их примеру?! (В. П. Зинченко.)
ПСИХОЛОГИЯ АКТА (англ. act psychology) психологическая концепция нем. философа Ф.
Брентано, выступившая альтернативой вундтовской программы построения психологии («Психология
с эмпирической т. зр.» , 1874). Понимание сознания в П. а. восходит к Аристотелю,
который дал
«функциональное определение души»: у Брентано душа рассматривается как субстанциональный
носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования).
Однако не душа должна быть предметом эмпирического изучения в психологии, а духовные
(психические) акты как проявления души. Сущность психического акта Брентано видел: 1) в его
направленности на объект (интенциональностъ)
и 2) в его непосредственной самопереживаемости
(эвидентность): мы не только сознаем предмет, но и непосредственно знаем об этом сознавании.
Брентано призывал изучать сознание не в его содержательном, а в процессуальном аспекте (напр., не
видимый предмет как результат восприятия, не ощущения зеленого, красного и т. п. цвета, а сами акты
видения предмета или цвета; не представление, а «представливание» и т. п.). Содержания сознания
Брентано считал не психическими, а физическими феноменами (в близком к Канту понимании).
Методом изучения так понимаемого сознания Брентано считал метод «внутреннего восприятия»
актов в их единстве (целостности), который противопоставлялся им методу «внешнего восприятия» в
науках о физическом мире как методу расчленения изучаемого на элементы. П. а. оказала влияние на
идеи Вюрцбургской школы,
изучавшей процессуальную сторону мышления, и шире на нем.
функционализм,
на метод феноменологического наблюдения в целостной психологии и особенно на
феноменологию Э. Гуссерля. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Важно отметить, что Брентано не отрицал необходимости психологических
исследований и концепций др., дополнительного по отношению к П. а., типа, которые собирательно
называются «психологией содержания» (англ.
content psychology);
таковыми считаются
психологические системы, напр., А. Бастиана, В. Вундта, Г. Эббингауза, Э. Титченера. (Б. М.)
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ (англ. developmental psychology)
раздел психологии,
в
котором изучаются вопросы развития психики в
онтогенезе,
закономерности перехода от одного
периода психического развития к др. на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст
характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры,
которые решаются
человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им
психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют
сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.
Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей
предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не
статичны они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом
возрасте имеет резервы развития, которые м. б. мобилизованы в процессе специально организованной
|