Navigation bar
  Print document Start Previous page
 407 of 640 
Next page End  

нарушения.
Проблема компенсации отсутствующего зрения является центральной для П. с. Поскольку
компенсаторно развивающееся восприятие окружающей действительности с помощью сохранных
анализаторов (прежде всего слуха и осязания) и формирующееся у слепых «чувство препятствия» не
могут полностью возместить отсутствующее зрение, конкретные представления о предметах
развиваются у слепых детей с трудом. Ориентировка в пространстве, способность к передвижению
затруднены. Замедленность и трудность формирования сенсорного опыта проявляются в недостаточном
развитии наглядно-образного мышления (см. Мышление наглядно-образное).
Особый вид восприятия, свойственный слепым, — «чувство препятствия» (названный «шестым
чувством», «чувством расстояния» и т. п.) не развивается, если утрата зрения произошла в пожилом
возрасте. Существует несколько гипотез о природе «чувства препятствия»: тактильная, температурная,
слуховая, осязательно-слуховая (см. Вибрационная чувствительность).
Современные исследования
показывают, что «чувство препятствия» формируется в результате совместной деятельности сохранных
анализаторов при ведущей роли слухового.
Воссозданию адекватных образов предметов и явлений, восприятие которых слепыми
затруднено, способствуют процессы воображения.
Если запас представлений о предмете у слепых
достаточен, то их воображение может создавать адекватные образы. Память слепых значительно
развивается, причем формирование логической памяти обычно опережает развитие образной. См.
Психология специальная.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (англ. social psychology)
— научная дисциплина, изучающая
закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в
социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В течение длительного периода вопросы П. с. разрабатывались в составе различных
философских учений. Началом ее самостоятельного существования считается 1908 г., когда
одновременно появились работы В. Мак-Дауголла (психолога) и Р. Росса (социолога), в названия
которых был включен термин «П. с». Специфика развития П. с. связана с ее пограничным положением
— между социологией и психологией.
Определяя место П. с. в системе научного знания, ее
рассматривают либо как часть социологии, либо как часть психологии,
или же отводят ей место на их
пересечении. Для отечественной традиции более характерно развитие П. с. как отрасли
психологической науки. Развитие эмпирической традиции наиболее ярко представлено в амер. П. с. XX
в., которая вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента сделала главный
акцент на исследованиях малых групп. Интенсивное развитие отечественных социально-
психологических исследований начало осуществляться с конца 1950-х гг. Активно разрабатывавшиеся
области исследований: социально-психологическая теория коллектива, наиболее полно представленная
в работах А. В. Петровского; исследования общения как единства 3 процессов: социальной перцепции,
коммуникации, интеракции (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, А. У.
Хараш и др.); исследования научных школ с т. зр. программно-ролевого подхода (М. Г. Ярошевский, М.
А. Иванов и др.); психология межгрупповых отношений (В. С. Агеев, Т. Г. Стефаненко); психология
конфликта (А. И. Донцов, Н. В. Гришина, Ю. М. Бородкин, А. Я. Анцупов и др.).
Основные проблемы современной П. с: общие вопросы теории, методологии и истории П. с.;
закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших социальных групп (наций,
классов и т. п.); проблемы малых групп; исследование личности (в т. ч. проблемы социализации,
социальных ориентаций и аттитюдов).
В последнее время происходит активное становление
практической П. с., ориентированной в отличие от фундаментальной не столько на приращение знаний
о социально-психологических закономерностях, сколько на решение насущных проблем социальных
субъектов в сфере экономики, политики, образования и т. д. (Л. Я. Гозман, Ю. М. Жуков, А. Л.
Журавлев, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева и др.). (Л. А. Петровская.)
ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (англ. special psychology)
— раздел психологии,
посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей (см. Дети с отклонениями в
психическом развитии, Психический дизонтогенез),
дефект которых обусловлен диффузным
поражением коры головного мозга (см. Умственная отсталость),
нарушением деятельности
анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи
при сохранении слуха (алалики, афазики). Основная задача П. с. — изучение закономерностей
психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под
воздействием специальных методов и приемов воспитания и обучения.
Первичный дефект вызывает многообразные и сложные вторичные изменения в психике
Hosted by uCoz