аномального ребенка и его личности. Благодаря специальному воспитанию и обучению компенсаторное
развитие детей происходит за счет замещения и перестройки нарушенных функций. Оно протекает тем
эффективнее, чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, способствующее
мобилизации потенциальных возможностей аномального ребенка (см. Аутизм, Инфантилизм,
Логопедия, Психология глухих, Психология слепых, Слепоглухонемота). (В. И. Лубовский.)
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА (англ. psychology of sport)
область психологии,
изучающая
закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.
П. с.
разрабатывает след. проблемы.
1. Общие вопросы спортивной деятельности: идейная направленность, цели и мотивы занятий
спортом, возникновение и развитие интересов к спорту, общие и специфические условия формирования
навыков и умений в тех или иных видах спортивной деятельности.
2. Проблемы повышения эффективности тренировки спортсмена, понимаемой как процесс его
обучения и воспитания, направленный на овладение техникой и тактикой при проведении соревнований,
получение общей и специальной физической, моральной, волевой и теоретической подготовки.
Психолога здесь интересуют закономерности эффективного формирования двигательных навыков и
умений, психологические условия достижения спортсменом высоких показателей силы, выносливости,
ловкости движений и др., пути и способы развития специализированных восприятий (чувства времени,
дистанции, мяча, воды и др.), формирование представлений спортсмена о движениях и их влияние на
успешность процесса тренировки, особенности процесса наблюдения и развитие наблюдательности,
вопросы развития тактического мышления и воображения в спорте. Особенно внимательно изучаются
психологические основы волевой подготовки спортсменов, вопросы их психологической подготовки к
участию в соревнованиях вообще.
3. Проблемы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях: психическое состояние
спортсмена перед нач. соревнований, особенности проявления эмоций в ходе проведения соревнований
и после них, специфические состояния «мертвой точки» и «второго дыхания», влияние спортивных
напряжений на психику соревнующихся, психологические аспекты непосредственной подготовки к
исполнению отдельных спортивных движений (прыжков в легкой атлетике, упражнений со штангой в
тяжелой атлетике и т. п.), психические состояния спортсменов в связи с победой или неудачей в
соревнованиях.
4. Проблемы произвольной (психической) регуляции спортивной деятельности и психических
состояний, психология спортивных коллективов, отношений тренера и спортсменов.
5. Проблема личности спортсмена. Эта проблема общая, синтетическая для П. с.
П. с. тесно связана с практикой физического воспитания и спорта. Исследования осуществляются
в естественных условиях спортивной деятельности и сочетаются с проведением экспериментов в
лабораторных условиях.
ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ (англ. court psychology)
отрасль юридической психологии,
изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному
рассмотрению и предупреждению преступлений. П. с. выясняет, какие специальные способности и др.
свойства личности необходимы для успешной профессиональной деятельности судебно-следственных
работников, разрабатывает приемы целенаправленного формирования и совершенствования
профессиональных качеств, а также способы предотвращения профессиональной деформации личности.
П. с. разрабатывает научно обоснованные методы и психологические приемы взаимодействия
юристов с участвующими в уголовном деле лицами изучает психологические основы тактики
следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания), определяет
цели, средства и пределы психологического изучения личности, отвечающие задачам установления
истины.
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА (англ.
psychology of creative activity)
раздел психологии,
изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде
всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру
творческого потенциала человека.
П. т. один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и
оригинального,
строго говоря, вся жизнь есть творчество,
т. к. нельзя дважды войти в одну и ту же
реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже
слово. Упражнение есть повторение без повторения (Н. А. Бернштейн).
Каждый миг человеческой
жизни не только неповторим, но есть и новое нач. (Т. Элиот). Не слишком облетает и принятие
общезначимых, социокультурных критериев новизны и оригинальности продуктов человеческой
|