слова, живописи, скульптуры, музыки, танца, мышления. Стиль глубоко индивидуальный,
«прозрачный» или «темный», который ни с каким др. нельзя спутать.
Механизмы творчества продолжают оставаться вызовом науке. М. Хайдеггер пессимистически,
но справедливо заметил, что мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем,
что значит мыслить? А мысль неотъемлемая часть и главное условие творчества. И не просто мысль,
а мысль о смысле (см. Мысль). Специалистам, упорно настаивающим на том, что им удалось раскрыть
механизмы творчества и претендующим на формирование творческой деятельности можно
порекомендовать сформировать (для начала у самих себя) отмеченные Гумбольдтом свойства
воображения, необходимые для творчества: живую силу, полную свободу, строгую и совершенную
закономерность во всем. К этому нужно добавить и дух: «Я чувствую, что дух мой вполне развился: я
могу творить», писал А. С. Пушкин Н. Н. Раевскому. Об этом же говорит и замечание Б. Л.
Пастернака: «Талантов много духа нет» См. Креативность, Мышление продуктивное, Психология
искусства, Творческий процесс, Эвристика. (В. П. Зинченко.)
ПСИХОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ см. Инженерная психология.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА (англ. psychology of labour)
область психологии, изучающая
закономерности формирования и проявления (процессы и состояния, особенности личности) в процессе
его труда. Исследования по П. т. проводятся в различных отраслях общественного разделения труда. С
некоторой долей условности можно сказать, что в рамках П. т. сложились промышленная,
транспортная, авиационная, юридическая, мед. психология, развиваются исследования в области
военной психологии, большое значение приобретают исследования по П. т. в сфере управления и
обслуживания.
Зарождение П. т. связывают с работами Г. Мюнстерберга, В. Штерна и Ф. У. Тейлора (см.
Тейлора система).
В России рабочие движения человека, физиологические критерии предельной
продолжительности рабочего дня и др. впервые стал изучать И. М. Сеченов;
систематические
исследования по П. т. стали проводиться в 1920-х гг. в рамках психотехники. В это время в различных
наркоматах и на крупных предприятиях открывается ряд лабораторий; научными центрами становятся
лаборатории при институтах охраны труда и др., где работают такие видные ученые, как И. Н.
Шпильрейн,
Н. Д. Левитов, С. Г. Геллерштейн,
А. А. Толчинский и др. В 1930-х гг. в атмосфере
идеологических чисток психотехника фактически прекратила свое существование: перестал выходить
одноименной журнал, закрылось Психотехническое общество, были расформированы
психотехнические учреждения и лаборатории, почти полностью были остановлены психотехнические
исследования. Возрождение П. т. началось лишь в сер. 1950-х гг. В современной П. т. можно выделить
след. направления исследований: рационализация режимов труда и отдыха, динамика
работоспособности человека,
пути формирования профессиональной пригодности,
воспитание
положительной профессиональной мотивации, оптимизация отношений в трудовых коллективах,
психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения, формирования
мастерства, психологические вопросы профессиональной консультации и профессиональной
ориентации и др.; большое внимание уделяется разработке проблем инженерной психологии.
Методы П. т.
метод эксперимента (естественный и лабораторный эксперименты),
наблюдение, интервью, анкетные опросы, тренажеры, трудовой метод изучения профессий и др.
П. т. органически связана с др. отраслями психологии, основывается на общих с ними
принципах. П. т. координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой,
техническими дисциплинами.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ см. Экологическая психология.
ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ см. Этнопсихология.
ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ (англ. juridical psychology) наука, изучающая явления и
закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в
правовой деятельности. Наиболее развитые отрасли П. ю.: криминальная, судебная и исправительная.
См. Психология исправительная, Психология криминальная, Психология правовая, Психология судебная.
ПСИХОМЕТРИКА (англ. psychometrics)
область психологии, которая изучает теоретические
и методологические проблемы измерений во всех др. областях психологии (см. Измерения в психологии);
разрабатывает математические модели для методов психологического измерения (напр., модель
Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт, факторный анализ);
определяет формальные требования для экспериментальной проверки психометрических свойств
(валидности, надежности и др.) разнообразных методов психологического, в т. ч.
психодиагностического, измерения. Термин «П.» появился в 1-й пол. XVII в. в трудах нем. философа Х.
|