Navigation bar
  Print document Start Previous page
 413 of 640 
Next page End  

психотравмирующей ситуации. 3-й этап («раскаяние») состоит в интерактивном переосмыслении
негативных состояний как проявлений отвергнутой части собственной психики, пробуждении чувства
глубокого раскаяния перед ней и в формировании направленности личности на активное
взаимодействие с ней. 4-й этап («любовь»), в ходе которого происходит интеграция неосознававшегося
ранее негативного образования психики с сознанием и порождение более целостного образа Я,
заключается в активной внутренней работе по изменению своего отношения к проявившейся в сознании
структуре психики и нейтрализации ее отрицат. заряда положительно-эмоциональным воздействием
(отношением любви). На 5-м этапе («отрешенность») новое целостное состояние сознания закрепляется
за счет спокойной, отрешенной рефлексии любых проявлений завершения процесса интеграции, какими
бы эмоциональными и высоко значимыми они ни были.
Для разрешения стоящих перед личностью проблем и интеграции с сознанием любых
образований в психике активной рефлексивной проработке следует подвергать не только негативную
символическую презентацию в ИСС, но и внутренний опыт, несущий положительный заряд. В этом
случае необходимая рефлексивная работа на 1-м
этапе должна заключаться в уменьшении
эмоциональной вовлеченности в процесс, в переходе от активной заинтересованности происходящим к
спокойному наблюдению за своими ощущениями и образами, мыслями как бы со стороны. На 2-м
этапе необходимо постепенно нарабатывать устойчивое, непривязанное восприятие любых проявлений
положительной структуры и соответственно спокойное отношение к ним и к той части психики,
которую они представляют. На 3-м этапе требуется осознать, что проявляющаяся положительная
структура психики является такой же частью сознания, как и любая др. и полностью равноценна ей.
Здесь требуется понимание необходимости постепенного ослабления значимости для личности
соответствующей позитивной структуры и формирование потребности отказаться от ожиданий
положительных последствий существования этой структуры для достижения ее интеграции с
сознанием. На 4-м
этапе необходимо компенсировать первичный положительный заряд структуры
отрицат. эмоциональным отношением к ней. 5-й этап аналогичен соответствующей рефлексивной
работе с негативными образованиями. Для устойчивого эффекта необходима не просто интерактивная
рефлексивная работа по всем этапам, а формирование и закрепление нового интерактивного мышления
и восприятия внутренней реальности. (А. В. Россохин.)
ПСИХОТЕХНИКА (англ. psychotechnics)
направление и раздел в психологии, в котором
разрабатывались вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, г. о. в
плане изучения проблем научной организации труда (см. также Тейлора система).
Основными
задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация,
рационализация
трудовых приемов (см. Приемы трудовые),
техники и условий труда, пути снижения аварийности и
травматизма, совершенствование методов производственного обучения. Термин П. впервые встречается
в работах нем. психологов В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910).
В СССР П. начала развиваться с основанием лабораторной промышленной П. Центрального
института труда (ЦИТ), которую возглавил И. Н. Шпильрейн (1920). К концу 1920-х гг. П. получила
широкое распространение. Начиная с 1930-х гг. исследования в области П. велись по рационализации
трудовых приемов (в металлургической, машиностроительной, химической, обувной промышленности),
организации производственного обучения, совершенствованию орудий труда, органов управления и др.
После принятия ЦК ВКП(б) постановления «О педологических извращениях в системе
наркомпросов» (см. Педология, Психодиагностика),
в котором была подвергнута критике практика
использования якобы ненаучных тестологических испытаний, широко распространенная ив П.,
психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы. См. Психология труда, Эргономика.
ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА (англ. psychotropic agents)
— различные по химическому
строению лекарственные препараты, воздействующие на психическую, эмоциональную и
поведенческую сферы человека. К П. с. относят след. типы. Нейролептики,
которые, угнетая
ретикулярную формацию мозга и воздействуя на возникновение и скорость проведения возбуждения в
различных отделах н. с.,
обладают выраженным успокаивающим эффектом, подавляют бред,
галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность, что обусловливает их
широкое применение в психиатрии.
Транквилизаторы,
под влиянием которых снижается
возбудимость подкорковых отделов мозга, ответственных за эмоциональное состояние, т. е.
уменьшается эмоциональная напряженность, чувство тревоги и т. д., что позволяет с успехом
использовать их при лечении различных неврозов и неврозоподобных синдромов. Седативные
средства препараты валерианы, бромиды, барбитураты и др. влияют на ц. н. с., снижая процессы
возбуждения, усиливают действие снотворных, анальгезирующих препаратов, используются для
Hosted by uCoz